- Владимир Владимирович, в конце лета Вы покатались в плацкарте. Как часто делаете подобные рейды?
- Я считаю, что чиновники должны чаще ездить поездами, электричками, городским транспортом. Во-первых, это опускает с небес на землю и показывает реальность такой, какая она есть на самом деле. Во-вторых, это должно быть хорошим стимулом для того, чтобы делать реформы быстро и эффективно. Хотя, что касается "Укрзализныци", то прогресса я не вижу, к сожалению. В-третьих, дорога уравнивает всех. Все мы, независимо от должностей, ездим по одним и тем же автодорогам, плацкартом, летаем эконом-классами. И именно в дороге происходят честные и искренние разговоры. Кто-то это поддерживает, кто-то из людей критикует, но такой диалог всегда удивительно полезен.
- Какой из видов транспорта сейчас находится в лучшем состоянии: железнодорожный, водный или авиа? Какое направление в приоритете?
- Мы должны развивать все, нет возможности развивать какой-то один отдельный вид транспорта, поскольку транспортная система страны сложная, каждая отрасль связана или зависит от других. Например, от эффективности работы "Укрзализныци" зависит, будут ли своевременно доставлены материалы для ремонта автодорог. Или если мы переносим груз на реку, то понимаем, одна баржа заменяет 200 фур, экономит средства на доставке груза и защищает автодороги от преждевременных разрушений. Транспортная система - как живой организм, в котором все взаимосвязано.
1000 гривен от государства: как получить помощь пенсионерам
Украинцам разрешили не платить за коммунальные услуги: когда счета можно "заморозить"
Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году
Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование
2017-й, без преувеличения, можно назвать годом восстановления автодорог. Правительство направило на дороги рекордное за последнее десятилетие финансирование, активно приобщаются области, которые за свой счет восстанавливают автодороги, эффективным оказался таможенный эксперимент. Где-то лучше, где-то хуже, но ремонтные работы продолжаются по всей Украине.
- Скоро появится Дорожный фонд...
- Да, с 1 января заработает Дорожный фонд, а также состоится децентрализация "Укравтодора" - 120 тыс. км дорог будет передано на областной уровень вместе с соответствующим финансированием. Это и есть настоящая реформа, поскольку впервые мы получим защищенную статью финансирования на дороги, и средства от акцизов будут направляться туда, куда и должны - на ремонт дорог. 5% средств Дорожного фонда пойдут на безопасность дорог - это тоже революционный для Украины шаг. Наземные и подземные пешеходные переходы, освещение, отбойники, механические средства для снижения скорости - эти и другие меры должны уменьшить смертность и травматизм на дорогах.
- Сколько нужно времени на реформирование "Укрзализныци"? Назовите 5 важнейших причин, почему эта реформа до сих пор не состоялась.
- Я могу назвать одну причину: отсутствие желания делать изменения.
Для меня ситуация стала понятной после первого же месяца работы В. Балчуна. Когда мое недовольство работой "Укрзализныци" перешло в публичную плоскость, и я начал открыто заявлять о злоупотреблениях, отсутствии реформ, коррупции, УЗ вывели из подчинения Министерства инфраструктуры.
Балчун убежал, даже не предоставив отчета за год пребывания в должности. Положительных изменений с новым временным руководством я тоже пока не вижу.
Качественные изменения могут дать качественные люди. Будет на то воля - будут и люди, и реформа будет.
- Как много еще осталось старых советских вагонов в УЗ? Вообще насколько необходимо обновить подвижной пассажирский состав?
- Около 80% подвижного состава "Укрзализныци" требует замены. Средний возраст локомотивов и более 50% пассажирских вагонов превышает 40 лет. Поэтому вопрос обновления подвижного состава крайне насущный.
- Ежегодная коррупция в УЗ составляет 15 млрд гривен. Какие средства могут ее искоренить? Что делается для этого?
- Шаг первый, который прост на первый взгляд, - не воровать. Если прекратить все злоупотребления и хищения на "Укрзализныци", это даже без существенных реформ будет другая компания. 15 млрд - это значительные средства для "Укрзализныци", которые, например, могут быть направлены на строительство новых линий или обновление подвижного состава. Сейчас этого нет, потому что деньги безнаказанно разворовываются.
Шаг второй - введение электронных сервисов. Онлайн-распределение вагонов, введение электронного билета в пригородных электричках и другие шаги при незначительных капиталовложениях позволят существенно уменьшить злоупотребления.
Особое внимание у нас к системе ProZorro. Она уже доказала свою эффективность на разных государственных предприятиях, позволила сэкономить почти 20 млрд бюджетных средств в прошлом году, а в это время "Укрзализныця" планирует частично отказаться от этой системы.
- После реформы УЗ какая следующая приоритетная задача?
- Приоритетная задача - "запуск реки". Надеюсь, в октябре-ноябре состоится инфраструктурный день в парламенте, и мы сможем принять этот крайне важный законопроект.
Кроме того, я очень болею за электрический транспорт в Украине.
Министерством разработана программа по стимулированию развития рынка электрокаров в Украине. Мы поставили себе очень амбициозную цель - к 2020 году иметь долю электрокаров в общих продажах авто на уровне не менее 15%. Целью законопроекта, разработанного в Министерстве, является превращение Украины в хаб по производству высокотехнологичной продукции, которой, бесспорно, является электрический транспорт и элементы его инфраструктуры. Во-вторых, это предоставление украинцам возможности приобрести экологический транспорт, новый или немного подержанный, вместо того, чтобы садиться за руль старых машин, которые экспортированы из Европы из-за несоответствия экологическим нормам. В-третьих, это предоставить бизнесу инструменты для роста, ведь бизнес не откажется от возможности экономить как на топливе, так и на обслуживании электрического транспорта.
Украина должна двигаться в европейском и общемировом тренде. Развитие электрокаров, цифровой инфраструктуры, облачных технологий - то, что может вывести Украину в лигу самых развитых стран не только Европы, но и мира.
- Владимир Владимирович, а кому нужен был фейк с якобы купленным Вашей женой авто? У вас есть враги?
- Если у тебя нет врагов, значит, ты никогда ни за что не боролся. Я борюсь, потому сопротивление - это нормально. То, что порой оно приобретает грязные формы, - так кто на что учился, как говорится.
Я со своего пути не сверну.
- И последний вопрос: какая следующая Ваша цель после кресла министра инфраструктуры?
- Кресло для меня не является целью. Любое. Я вообще не специалист по мебели.
Я действительно хочу быть частью изменений, которые дадут стране новое качество. Я хочу эти изменения сделать. И верю, что мне удастся.
Напомним, ранее мы писали о том, что чиновник "Укрзализныци" попался на миллионной взятке.