Директор Департамента коммерческой работы “Укрзализныци” Андрей Мирошников -- один из авторов дискриминационного договора об организации грузоперевозок, введенного с 1 июля 2020 года, активно ищет поддержку среди нового руководства УЗ, после того, как у его покровителя Романа Веприцкого начались серьезные проблемы.
И.о. члена правления и директор по инфраструктуре “Укрзализныци” Роман Веприцкий был отстранен от должности вечером 11 июня. Решение принял Наблюдательный совет “Укрзализныци” с дополнительной рекомендацией Кабмину уволить его насовсем. Сам он считает мнение Набсовета предвзятым, но это уже не имеет значения.
Веприцкий продержался на своем посту около двух месяцев. За это время он успел пролоббировать новый Договор о перевозке грузов, против которого выступал Антимонопольный комитет, а отраслевые объединения назвали его дискриминационным.
Шесть промышленных ассоциаций и объединений -- ОП «Укрметаллургпром», Федерация металлургов Украины, Союз химиков Украины, Ассоциация производителей ферросплавов «УкрФА», ассоциация «Укрцемент» и Федераци работодателей топливно-энергетического комплекса — обращались к руководству страны по поводу этого договора и просили не вводить его в действие.
В кулуарах активно обсуждали одно из новшеств - внедрение системы движения грузовых поездов по расписанию за дополнительную плату (!). Отличный способ вымогательства у зернотрейдеров, остро нуждающихся в пик сезона в вагонах и оперативной доставке экспортных грузов в порты. Автором этого “шедевра” называют “компаньона” Веприцкого по подготовке проекта договора Андрея Мирошникова.
Мирошников перебежал к Веприцкому от своих предыдущих покровителей -- заместителя Генерального директора “Укрзализныци” Петра Науменко и его команды, после того как у них возникли проблемы с НАБУ. Науменко и его правая рука -- начальник Главного коммерческого управления УЗ Владимир Иващук, а также начальник Главного информационно-вычислительного центра УЗ Владимир Мурзин и еще двое должностных лиц были задержаны детективами НАБУ совместно с прокурорами САП по подозрению в злоупотреблении служебным положением.
Также сотрудниками НАБУ и САП были задержаны заместитель начальника филиала по коммерческим вопросам Центра транспортной логистики УЗ Лилия Петренко и директор департамента коммерческой работы УЗ Юрий Меркулов — как сказали бы оперативники, близкая связь Мирошникова.
Маркулов и Мирошников еще в 2011 году создавали ГП “Центр транспортной логистики” (ЦТЛ). И были соавторами договора между ГП и шестью частными компаниями, которые на тот момент поделили между собой рынок грузовых перевозок в “Укрзализныце”.
После Евромайдана и смены власти в 2014 году Мирошников так сильно держался за свою должность, что слил новым руководителям УЗ все схемы старших товарищей. И, благодаря этому, продолжил работать первым заместителем директора ТЛЦ под покровительством Юрия Меркулова. Который в свою очередь считал его игроком команды Науменко-Иващука.
Когда тогдашний глава “Укрзлизныци” Евгений Кравцов освободил Меркулова от должности из-за уголовного дела по злоупотреблению служебным положением, Мирошников сильно опечалился. Как он и предполагал, новые директора ЦТЛ Сергей Пидгородецкий и Александр Ткаченко (тезка министра культуры) по очереди отстранили его от всех “хлебных” направлений и обязали выполнять черновую работу за возможность оставаться “ в обойме” в ожидании лучших времен. И эти времена настали!
Глава Одесской железной дороги (с 2017 года) Вячеслав Еремин летом 2018 года получил повышение и занял должность операционного директора "Укрзализныци". Для Мирошникова открылось “окно возможностей”, так как Вячеслав Еремин -- его лучший друг и одногруппник по вузу. Фактически Еремин возглавил грузовую вертикаль "Укрзализныци", а Мирошников стал у него Директором департамента коммерческой работы.
Еремин и Мирошников быстро подстроили под себя и свое окружение “коррупционно значимые” вопросы, отодвинув Пидгородецкого и его команду от принятия ключевых решений. Но президентские выборы 2019 года, радикальная смена власти и ротация кадров по всей исполнительной вертикали внесли свои коррективы в их бизнес-план.
Еремин был освобожден от занимаемой должности, несмотря на многолетнюю дружбу с исполнителем “95 квартала” Юзиком, известным сейчас как народный депутат от “Слуги народа” Юрий Корявченков.
Это поставило перед Мирошниковым задачу поиска нового куратора, при котором он смог бы сохранить стабильный уровень доходов, достаточный для оплаты учебы своих детей в в европейских вузах, а также содержания особняка в Козине, по соседству с имением Петра Порошенко.
И тогда наш герой принял, возможно, опрометчивое решение “лечь под Веприцкого”. На тот момент -- бывшего главы Юго-Западной железной дороги, ставшего и.о. члена правления УЗ с перспективой возглавить “Укрзализныцю”.
Именно для того, чтобы понравиться Веприцкому, Андрей Мирошников и взялся за масштабную работу по внедрению нового договора на организацию грузоперевозок. Задача была амбициозной, но неоднозначной. С одной стороны железная дорога вроде бы и может использовать рычаги, позволяющие ей увеличивать свои доходы, с другой — это не должно наносить ущерб экономике страны в целом.
Однако, можно предположить, что Веприцкий рекомендовал Мирошникову, не стесняясь, использовать монопольное положение УЗ и писать договор, который позволит УЗ минимизировать собственные убытки в ущерб экономике страны и промышленномупроизводству.
Мирошников сделал все, как ему велели, но попытка ввести новые правила игры с 1 апреля 2020 года провалилась. Бизнес потребовал отсрочки и согласования. То же самое случилось и 1 июня. А 1 июля руководство “Укрзализныци”, вымахивая своими проблемами, как флагом, добилось отмашки от власти и явочным порядком ввело возмутивший всех договор в действие.
Веприцкий за это время успел побывать “клиентом” НАБУ со всеми сопутствующими “атрибутами” -- обыском, изъятием электронных носителей по делу о растрате средств во время строительства экспресса до аэропорта «Борисполь», а так же проверкой его деятельности на Юго-Западной железной дороге.
По результатам этой ревизии, проведенной Государственной аудиторской службы, выявленные финансовые нарушения достигают 100 млн грн.
Для Мирошникова это означает, что ему нужно срочно найти “новую крышу”, заинтересованную в его услугах и услужливости. Причем, сделать это необходимо до тех пор, пока им в полной мере не заинтересовалось НАБУ. А это, судя по всему, уже не за горами.