Как известно, Верховная Рада Украины приняла законопроект "О внесении изменений в закон Украины о столице — городе герое Киеве", который бы внесен Александром Ткаченко и другими мажоритарщиками Киева из президентской партии "Слуги народа". Законопроект поддержали 244 нардепа. Эксперты поделились своим мнением касательно того, для чего вносят эти изменения, как изменится административное устройство Киева и повлияют ли они на жизнь жителей столицы.

Так, данный законопроект предлагает новую систему организации и осуществление местного самоуправления и исполнительной власти в Киеве. Также предлагается возобновить районные советы в столице как представительские органы киевлян. Предлагается разделить должности и полномочия Киевского городского головы и председателя КГГА. Мэр города будет стоять во главе Киевского магистрата – исполнительный орган Киевгорсовета, председательствовать на его заседаниях, а председатель КГГА будет осуществлять надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления и координировать деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти. И он будет назначаться никем иным, как президентом Украины Владимиром Зеленским.

Авторы законопроекта также предлагают внести такие же изменения в закон "О местных выборах" исключить из действующего закона норму, согласно которой количество депутатов местного совета составляет 120 при численности 2 миллиона избирателей.

Так, численность депутатов Киевского горсовета сократится до 80. Общий состав депутатов районного в городе Киеве совета составит 20 депутатов.

Популярные статьи сейчас

1000 гривен от государства: как получить помощь пенсионерам

Пенсионеров заставят вернуть часть выплат государству

Всех мужчин заставят установить "Резерв+": какие изменения ожидают мобилизацию

Подачу газа временно прекратят: газовики предупреждают украинцев о ремонтных работах до конца ноября

Показать еще

Что это меняет и кому выгодно

Сергей Белашко утверждает, что этот законопроект является продолжением борьбы за ресурсы в турборежиме.

"Команда Зеленского старается максимально быстро подмять под себя количество ресурсов. При этом если идти на досрочные выборы и ставить своего человека с теми же полномочиями, что были, то есть определенные риски и нюансы. Далеко не факт, что Зеленский сможет найти и убедить киевлян поддержать и избрать такого человека. Возможные его кандидаты, тот же Александр Ткаченко, откровенно слабы в плане кандидатуры на пост мэра столицы, самого крупного в Украине мегаполиса. С другой стороны, Виталий Кличко, при всем неоднозначном отношении к нему киевлян, особого негатива у них не вызвал. И открытых врагов, которые бы вступали с ним жесткий конфликт, как это было у Александра Омельченко и Леонида Черновецкого, у Кличко нет. У него серьезно просел рейтинг, но не до такого уровня, чтобы сделать его переизбрание невозможным. Выборы в любом случае дело не быстрое, а приняв закон о столице, назначить главу КГГА и переподчинить ему государственные органы, находящиеся в Киеве, и переключить на него финансовые потоки — сделать куда быстрее. Плюс избранный киевлянами человек формально от Банковой будет независим, а назначенный чиновник находится на коротком поводке и будет действовать "по звонку". А дальше как называть потом исполком Киевского горсовета – магистрат, ратуша, возрожденные райсоветы – замысловатые узоры и не более. А если начнется отторжение этих названий, всегда можно сказать: не хотите магистрат, пусть остается исполкомом. Раньше в Киеве было 15 районов, сейчас – 12. Упраздняли там райадминистрации, снова вводили. На самом деле на жизнь киевлян все это особо не влияет. Это не о том, как сделать систему управления городом проще и эффективнее, это о том, кто будет иметь контроль над публичными ресурсами столицы Украины", — рассказал он.

Какие полномочия будут делегированы главе КГГА, а какие мэру

Андрей Вигиринский считает, что некоторых изменений в данном законопроекте в части наполнения местного бюджета нет.

"Судя по всему бюджет города Киева будет формироваться так же, как и раньше. Как будут разделяться полномочия мэра, главы магистрата и КГГА, то тут я не согласен с господином Кличко, что глава КГГА, который будет назначаться президентом Украины, становится якобы прокурором. Виталий Владимирович – человек хороший, но, наверное, не до конца дочитал выводы Главного научно-экспертного управления, что нет ничего плохого в системе контроля за соблюдением Конституции и законов Украины при принимаемых горсоветом решениях. Я не считаю, что этот законопроект стоит анализировать с точки зрения его жизнеспособности. Хотя бы потому, что Главное научно-экспертное управление дало отрицательную оценку ему, указав на нарушения принципов местного самоуправления. Если даже в "Оппозиционной платформе – За життя" говорят, что они за изменения ситуации в Киеве, но конституционным способом, то, наверное, стоит прислушаться к выводам Главного научно-экспертного управления. Когда начинают делать исключения для местных выборов в Киеве, то этого же захотят в ОРДЛО, на Галичине, в Закарпатье. Если говорится, что будут сформированы районные советы, то возникает вопрос – сколько их надо? Кроме того, через 6 месяцев исполнительные функции должны быть переданы от КГГА магистрату и от РГА – райсоветам. Тогда возникает вопрос о целесообразности проведения досрочных местных выборов. Далее, в законопроекте указано, что органы Национальной полиции будут получать полномочия выявлять факты незаконных строек и получать решение суда о приостановке или сносе такой стройки и иметь право это решение реализовать. Но исполнять решение суда в стране могут соответствующие исполнительные службы судебной власти и Минюста. Каким образом это соотносится с нормами Конституции о разделении властей, создатели законопроекта не конкретизируют. А это – очень важный момент. Глава КГГА по этому законопроекту исполняет надзорные функции за решениями городского совета с правом приостанавливать их по решению суда, но не вмешиваясь в процесс самого принятия такого решения. Мэр возглавляет Киевский горсовет и руководит магистратом, принимающим такие решения. Исходя из всех указанных выше нестыковок, законопроект должен быть переработан. Прислушаются ли при этом представители профильного комитета к мнению народных избранников из других фракций или нет? Необязательно. Если нет, то работа органов местного самоуправления в Киеве оставит слишком много вопросов", — сообщил политический эксперт.

Двоевластие в Киеве

Руслан Бортник поделился своим мнение касательно данного вопроса.

"Законопроект еще законом не стал. И если Александр Ткаченко на днях возглавит КГГА, то возглавит он ее по ныне действующему закону о столице Украины. Если такое решение будет принято, то это будет напоминать уж очень страшную политическую спешку. Теперь по поводу возражений Кличко. Избирательных систем в Киеве будет три. Для депутатов райсоветов – мажоритарная система относительного большинства голосов "за". Для мэра города – мажоритарная система абсолютного большинства. Для депутатов Киевсовета – пропорциональная система с открытыми списками. Что касается принятия решения третью голосов Киевсовета. Там говорится, что треть решений необходимо для принятия решения о каких-то депутатских инициативах, финальные решения будут приниматься как всегда – абсолютным большинством голосов. В новой роли главы КГГА реализуется роль префектов, которая была заложена в конституционные изменения еще при Петре Порошенко. И по новой модели глава КГГА – не глава администрации, а префект с контролирующими, но не распорядительными функциями. Вся исполнительная власть в городе будет принадлежать магистрату, которым будет руководить мэр. Распределительная власть в районах – РГА, которые будут создавать и контролировать районные советы. Никакой вертикали исполнительной власти в Киеве под главу КГГА не предусматривается. Есть префект, получивший функции надзора, то есть прокуратуры. Кроме права останавливать и отменять любое решение Киевсовета и райсоветов через суд, префект получает еще и контроль за исполнением всех бюджетов. То есть, контролировать все финансовые потоки в Киеве от имени президента. Вся исполнительная власть будет принадлежать советам и мэру. Если мэр и назначенный президентом глава КГГА будут враждовать, будут постоянные конфликты, и город может вообще "встать". Если мэр и президент будут из одной команды, то город вообще не будет чувствовать, что у него есть глава КГГА. Поэтому полномочия префекта – главы КГГА нужно четко регламентировать. Это – компромисс между группами влияния внутри "Слуги народа", а также между "Слугой народа" и Кличко, который оказался не так прост, чтобы его лихо сковырнуть. У Зеленского пока нет кандидата в мэры, который бы точно выиграл выборы у Кличко. И принятие этого закона будет означать, что вопрос досрочных местных выборов отложили, как минимум, до весны. А как максимум – до следующей осени", — сообщил директор Института анализа и менеджмента политики.

Напомним, что народный избранник из президентской партии "Слуга народа", а также бывший генеральный директор телеканала 1+1 Александр Ткаченко подал свою декларацию, в которой он указал, что претендует на должность главы Киевской городской администрации.

Как сообщал портал Знай.ua, Юрий Романенко в своем новом посте обратил внимание граждан на вопрос о проведении референдума. Эксперт задался вопросом, почему на Донбассе не проводится волеизъявление таким образом.

Также портал Знай.ua писал, что в Верховной Раде нардепы могут уже через месяц принять законопроект, который завершает процесс отмены депутатской неприкосновенности. Это означает, что НАБУ и ГБР сможет прослушивать фигурантов расследований.