В эксклюзивном интервью каналу "Политека" Юрий Атаманюк, эксперт по экономическим вопросам, вспоминал о сравнениях Владимира Зеленского с актёром по специальности Рональдом Рейганом. Главным для 40-го американского президента было - разбираться в людях, на чём он и строил свою политику. На что же способен новоизбранный украинский президент? И реалистичны ли экономические показатели в будущем, о которых шла речь во время визита Владимира Зеленского в Турцию? Эксперт Юрий Анатольевич Атаманюк рассказывает, как стране стать магнитом для инвесторов.

- Юрий, Вы знаете, что недавно состоялся визит президента Украины Владимира Зеленского в Турцию. Он там сделал такое интересное заявление: «В последующие годы Украина будет стремительно расти, до 5-7% ВВП в год. Для этого мы уже этой осенью проведём ряд необходимых реформ, что позволит сделать Украину магнитом для иностранных инвесторов». По вашему мнению, насколько реалистичными являются эти показатели? И что такого надо сделать Украине, украинской власти, чтобы быть таким магнитом для инвесторов?

- Прежде всего, я не считаю, что эти высказывания являются оптимистичными. Как по мне, они очень занижены. Не достаточно, а очень занижены. Что я имею в виду? Давайте я приведу вам в пример несколько цифр, которые будут очень наглядными.

1991 год. Экономика Украины во время развала Советского Союза в долларовом эквиваленте: валовой продукт насчитывал 100 миллиардов долларов. В 1991 году такой ВВП был у Франции. И она была тогда седьмой экономикой мира.

Сегодня Франция осталась седьмой экономикой мира, но ВВП Франции - 4 триллиона евро. Бюджет – 1 триллион 3 миллиардов. В Украине осталось ВВП на уровне миллиардов. Мы - 2 страны в мире, в которых за 28 лет независимости ВВП не выросло - это Украина и Зимбабве. Вот с кем мы можем себя сравнивать.

Популярные статьи сейчас

Гороскоп на 21 ноября для всех знаков Зодиака: время покончить с хламом в голове и делах пришло

Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам

Доллары с "заначки" могут разочаровать: начали действовать новые правила обмена валюты

Проработал 40 лет, а пенсия мизерная: в ПФУ обратилисб к украинцам, понравится не всем

Показать еще

Когда говорят, что надо брать грузинскую модель, надо брать польскую модель, надо смотреть, как делают американцы, Израиль, начали сравнивать, потому что там есть военный конфликт, я считаю: надо брать экономику такой, какая для нас является соответствующей: по территории, по численности населения, по потенциалу.

Юрий Атаманюк

В Европе эта страна - действительно Франция. И мы должны понимать, что сегодня мы в 40 раз меньше экономически, чем Франция. И, с одной стороны, - это очень плохо, поэтому мы бедные, потому 7 миллионов людей мы вытеснили работать в Европу и другие страны мира, поэтому у нас пенсионеры стали нищими. И мы не можем иметь нормальной инфраструктуры.

Но с другой стороны во всём нужно находить оптимизм - это огромные возможности для новой власти, чтобы проводя реформы, делая структурные изменения, галопирующими темпами восстанавливать экономику.

Поэтому говорят: правильно, что Саакашвили увеличивал ВВП в Грузии в разы. Вот сегодня можно первый год не на 7% увеличивать ВВП, а на 100%. И это я говорю не просто так: давайте увеличим в 2 раза. Сравнивая наш потенциал уровня с потенциалом Франции, если сделать определённые действия, мы можем ВВП в первый год, начиная с сегодняшнего дня, увеличить в 2 раза.

- Юрий, давайте будем уточнять: надо разработать определённые действия. Какие действия необходимо предпринять?

- Прежде всего, об этом говорит президент. А что говорят люди вокруг президента? Кто сегодня отвечает за налоговую политику? В исполнительной власти отвечает Верланов. В законодательной власти будет отвечать Гетманцев. О чём говорят они?

50% всех высказываний господина Верланова во всех средствах массовой информации касались того, что надо реформировать физических лиц-предпринимателей. Что это действия, это путь для уклонения от уплаты налогов и т.д.

Но возникает вопрос: а где же государственные монополии? Ведь это миллиарды. К примеру, если взять систему «Нефтегаза». Систему движения законного импорта, экспорта горюче-смазочных материалов, если сделать анализ всех работающих скважин, где производится сырая нефть...

У нас, по оперативной информации, около тысячи скважин в Украине работают нелегально. Тысячи! Тысяча пятьсот скважин, которые учитываются. И здесь вновь возникает вопрос: как учитывается добыча нефти? А тысяча вообще в тени. Здесь миллиард долларов.

- У нас вся экономика в тени.

- B правильно недавно президент сказал, что янтарь - это миллиард долларов. Движение от акцизных товаров, что касается сигарет и ликеро-водочной продукции – 5 миллионов бутылок водки в месяц производятся в тени. Это миллиард.

Юрий Атаманюк

Дальше - скрутки крупных предприятий. Когда импортный налоговый кредит используют реально крупные налогоплательщики. Там миллиард. Следующее: мы говорили о спецмонополии. А финансово-промышленные группы?

Вы знаете, что если анализировать финансово-промышленные группы, то многие из них - убыточные для экономики Украины. То есть объем возмещения НДС финансово-промышленных групп больше, чем уплаченная прибыль и уплаченные все остальные налоги.

- А какие у нас готовые финансово-промышленные группы, скажите, пожалуйста?

Или их надо перечислять все или если мы будем называть некоторые, то начнут возникать вопросы: почему мы называем некоторые?

- Ну, все - это сколько?

- Первые 10 - это все финансово-промышленные группы, которые работают в системе энергетики, работающие в системе сельского хозяйства, работающие в системе нефти и т.д.

Поэтому, когда мы говорим о физических лицах предприятий, то мы хотим что? Возмутить только общество? Мы хотим нивелировать всё: то, что люди пришли, что люди проголосовали за изменения, за справедливость, за отсутствие коррупции, чтобы у нас были равные права. Если у нас есть недра, то их распределение должно было справедливым. Прежде всего общество должно ощутить справедливость.

Я вам приведу пример из мировой экономики. В Швейцарии любые изменения в налоговом законодательстве проводятся исключительно через референдум. Министерство социальной политики заявило, что нужно увеличить отчисления для инвалидов.

Увеличилось число инвалидов, потому что нация швейцарцев стала жить дольше. Многие пересекают рубеж в 90 лет. И многие из них на костылях и т.д. А для того, чтобы им обеспечить достойную жизнь, нужно увеличить налог для содержания этих слоев населения. Люди должны пойти на референдум.

Но средства массовой информации Швейцарии заявили: никто не проголосует, потому что у числа инвалидов очень маленький процент. И люди за это голосовать не будут. А проголосуют, чтобы не увеличивать налог.

Юрий Атаманюк

Референдум показал противоположную картину. 70% проголосовали «за». Почему? Потому что швейцарцы знают: если они платят дорожный фонд, то у них - отличные дороги. Если они платят какие-то налоги, касающиеся распределения на содержание полиции, образования, здравоохранения, то они и имеют. Эти области - лучшие в мире.

- У нас в Украине вообще нет возможности сейчас провести на законодательном уровне референдум.

- А нам не нужен референдум. Я привёл пример для справедливости. Если власть исполнительная и законодательно начинает с людей, физических лиц, которые выживают и содержат себя, свою семью… У них там полтора миллиона общий объём за год. И это не справедливость. Это только возмущение общества. Это люди, которые всю программу президента нивелируют.

- Смотрите: вы говорите, что у президента есть видение, у президента есть желание к переменам, но нужно ещё собрать профессиональную команду в правительстве. Этот вопрос остаётся открытым и отночительно премьер-министра...

- Это я вам привёл пример, о чём говорит председатель государственной налоговой службы. Аналогично кандидат на должность профильного комитета финансов банковской деятельности, который будет заниматься деятельностью таможни, деятельности налоговой службы, профессор Гетьманцев, тоже говорит половину того, что он дал в эфир. Он сказал: «Вот у нас проблема - это спрос». А кто, как не он, в силу его опыта, должен говорить, что необходимо законодательно урегулировать игровой бизнес?

- Да есть для этого все возможности. 254 голоса в Верховной Раде и делайте, что хотите.

Другая риторика у него должна быть. Законодательно урегулировать янтарь - то, о чем говорит президент после командировки в Житомир. Законодательно урегулировать добычу полезных ископаемых, у нас полностью добыча песка, всего остального - всё в тени. Легализация, понятный бизнес, законодательные инициативы - это другие миллиарды.

Вот только это будет только, когда наведут порядок в фискальной политике, госмонополии и финансово-промышленных группах. И народ почувствует законодательные инициативы по легализации бизнеса, по увеличению базового налогообложения и прозрачной приватизации.

У нас можно приобрести центр «Энерго», но у нас нельзя купить какой-то маленький рынок в райцентре. Как мы должны формировать средний класс? Нет нормальных инициатив.

- Юрий, а что там у нас с деолигархизацией, кстати?

- Деолигархизация - это вопрос, прежде всего, государственной налоговой службы, потому что, если комплексно отработать финансово-промышленные группы, если не начинать о чём-то договариваться, законодательство абсолютно нормально всё предусматривает. Есть закон о трансфертном ценообразовании. Он действует, и на 90% нормальный.

В Полтавской области, например, есть горно-обогатительный комбинат, который ещё был при Советском Союзе. И до сих пор отправляет в Словению, Македонию, Грецию свою продукцию, но документы идут через Швейцарию. И все налоги - 3% оборота уплачиваются Швейцарией.

- Вы говорите: «Нужно комплексно отработать». А мне интересно: вот как комплексно отработать с Ахметовым, с Коломойским, с Пинчуком? Вот именно с этими господами как быть? Которые имеют ещё монополии...

- Если мы говорим, что мы строим новую страну в нормальном правовом поле, чем те господа, которых Вы назвали, отличаются от Вас или от кого-то другого? Есть предприятие, есть налоговая служба, которая должна проанализировать: есть ли там сомнительный налоговый кредит? есть ли там трансфертное ценообразование? вся ли точка прибыли остается в Швейцарии? либо в других юрисдикциях льготной категории?

Юрий Атаманюк

И сделать соответствующие начисления, предусматриваемые кодексом, минимум за последние 3 года. И предоставить это к оплате. Просто это нельзя делать выборочно. Чтобы не было какой-то политической окраски, что этим мы занимаемся, а этим нет. Мы должны заниматься всеми.

Мы сегодня говорим: если предприятие наше, наявна реальная деятельность, реальные расходы, реальная прибавочная стоимость формируется на территории Украины, то прибыль должна уплачиваться здесь. Законодательная база для этого есть. Она уже есть последних лет 7.

- Так есть для этого все основания.

- Все основания. Просто нужно взять и сделать. Если нет у кого-то силы духа или специальности, или кто-то сам, может, и порядочный человек, но не контролирует своих подчиненных... У нас же разные бывают ситуации.

Мы, между прочим, разные имели ситуации, когда вроде первое лицо – человек порядочный. У нас в одно время был такой человек в налоговой службе при одном президенте, который ездил на работу на «Таврии» и демонстрировал, что он - безсеребреник.

- Заместители, пожалуй, на «Мерседесах» разъезжали?

- Но это не мешало всем остальным заниматься чем угодно, потому что руководитель должен быть не только порядочным. Он должен ещё быть профессионалом, контролировать свою команду и уметь сделать результат. Результат - это деньги в бюджете.

Даже недавно. Сейчас по таможне пошли большие чистки. Поменяли ряд руководителей после того, как президент обратил на это внимание. А до этого не могли разобрать…

- Юрий, я хотел у Вас спросить: вот в контексте этих турне президент Украины Владимир Зеленский пытается разобраться и не помочь в конкретных вопросах, даже, касающихся больше деятельности местной власти. То он разбирается в каких-то больницах, то он берётся за дороги. Здесь есть определённые риски, потому что за все проблемы в стране люди будут надеяться, что в этом всем виноват президент. То есть: он берёт на себя весь тот негатив, который скорее всего будет. И пытается разобраться во всем. Вот насколько, по вашему мнению, вообще является правильной такая стратегия президента? И не выглядит ли это просто, как пиар? Ведь много об этом пишут...

- Прежде всего, согласно нашей ментальности и по тому, что президент у нас избирается всенародно, все ожидания и все риски будут иметь место. Но сегодня президент действует, как пожарная команда: сам во всё углубляется.

- Мы не говорим, что это плохо, это - плюс.

- Это нормальная ситуация на этом промежутке времени, когда нет новоизбранного парламента, когда нет соответствующего правительства, и когда президенту нужно познакомиться, как бы принять дела, чтобы лично посмотреть: первое, второе третье.

Но мы знаем, что он в своей жизни - очень мощный менеджер, который успешно руководил большим коллективом канала «Интер», создавал другие проекты. А успешные менеджеры понимают, что всё не могут сделать.

И у нас во время программы его часто сравнивали с Рейганом. И когда Рейган избирался на второй срок, его спрашивали: как вы, актёр по специальности, разобрались во внешней политике, медицине, образовании, инфраструктуре?

Рейган отвечал, что в этом не разбирается, а разбирается в людях: находит специалистов и назначает людей, которым можно доверять, и они делают свою работу. А президент знает макроцели, которые должны быть. И эти цели нам известны: достойная жизнь, нормальная инфраструктура, возможности для наших детей, соответствующее образование, соответствующая медицина, безопасность и т.д.

- А вот умеет ли наш президент разбираться в людях, это уже покажет ближайшее будущее.

Фото

Юрий Атаманюк

Юрий Атаманюк

Юрий Атаманюк

Видео