«Не могу поверить, что формула мира и процветания для Украины может быть начертана на бумажке, под которой стоят подписи двух кремлёвских наёмников – российского посла и Кучмы», – именно с этих слов начинался первый в моей личной фейсбучной истории пост, появившийся в феврале 2015-го после позорного сговора в Минске.
На пятый год «урегулирования вооруженного конфликта на востоке Украины» под аккомпанемент безответственного европейского словоблудия продолжают гибнуть люди, все чаще на улицах наших городов встречаются покалеченные солдаты, по-прежнему скитаются по стране вынужденные переселенцы, на оккупированных территориях живут в постоянном стрессе миллионы заложников агрессора.
Когда-нибудь студентам на лекциях по международному праву «Минские соглашения», продиктованные Путиным и тщательно законспектированные Порошенко под присмотром Меркель и Олланда, будут приводить в качестве безальтернативного эталона цинизма.
В нашей истории этот сговор останется примером того, как малодушный «лидер страны» попытался забыть о Крыме и согласился на евро-идею умиротворения агрессора за счёт Украины, за счёт нашей территории и нашей независимости.
Сейчас на дипломатическом фронте назревает очередной «котёл» – слегка сменившийся состав сановных евро-миротворцев пытается навязать предательский минский сценарий новому президенту нашей страны. Рассказами о безальтернативности «Минска» и опасности отмены санкций, в случае отказа от него, Путин и его/наши европейские партнёры беззастенчиво шантажируют Украину.
Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году
Налоговая проверяет украинцев за границей: что уже известно
Когда отменят графики отключения света: кто и как формировал очереди
Пенсионеры ВПЛ могут получить солидную надбавку: что для этого нужно
Кучма в качестве нового-старого представителя Украины активно пытается совершить в Минске «большой прорыв» – снять экономическую блокаду Донбасса в обмен на возвращение собственникам, читай украинским олигархам, контроля над их активами на оккупированных территориях. Ему вторит представитель Кремля Борис Грызлов: «В этом вопросе Донецк и Луганск предложили конкретные инициативы. Надеемся, что прямой диалог Донецка, Луганска и Киева позволит найти взаимоприемлемые решения в границах роботы экономической подгруппы».
Инициативы Кучмы полностью вписываются в путинскую концепцию «урегулирования внутреннего конфликта в Украине» и позволяют агрессору существенно сэкономить на содержании оккупированного Донбасса, а высвободившиеся ресурсы направить на продолжение войны. За этими идеями не просматривается даже намека на стратегию восстановления мира и территориальной целостности нашей страны.
Именно поэтому важно на старте вооружить президента страны чётким пониманием последствий реализации всех составляющих «минской формулы» и довесков к ней, озвученных Кучмой.
Первая из них – амнистия.
В пункте 5 незаконно подписанного в Минске документа обозначено: «Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины».
Результатом такого шага, по замыслу Кремля, станет не только освобождение от уголовной ответственности тех, кто убивал и пытал, но и «перемешивание» преступников с миллионами жителей Донбасса, которые являются беззащитными жертвами оккупации.
Расчет агрессора на то, что после такой амнистии страну разделит не линия фронта, а трещина ненависти к каждому «донецкому» без разбора.
Вторая составляющая подрывного плана Кремля (п.п. 9 и 11) – проведение под диктовку агрессора конституционной реформы и принятие Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», предусматривающего фактическую федерализацию страны с договорным вхождением ОРДЛО в состав Украины, правом местной власти назначать прокуроров и судей, а также возможностью создавать «отряды народной милиции». Другими словами, речь идет о легализации в правоохранительной и судебной системе лиц, совершавших в период оккупации тяжкие преступления и амнистированных в соответствии с «минскими договорённостями».
Третья составляющая, призванная покончить с украинской независимостью (п.п. 4, 9, 10 и 12), – проведение местных выборов до передачи Украине контроля над собственной границей и до вывода иностранных вооруженных формирований, военной техники и наёмников. Другими словами, речь идет о «выборах» под контролем оккупантов, призванных легализовать коллаборантов в местных органах власти, наделённых небывалыми полномочиями.
И ни слова о Крыме и о компенсации ущерба, нанесенного агрессором украинским гражданам, украинскому бизнесу и украинскому государству!
По сути, навязанная нам «безальтернативность» Минска стала главным достижением Путина в войне против Украины. Цена этой многолетней «безальтернативности» – тысячи погибших, десятки тысяч раненых и покалеченных, миллионы беженцев и заложников оккупантов.
Бесконечными разговорами о необходимости выполнения «минских соглашений» украинская власть и наши западные партнёры маскируют отсутствие реальной стратегии деоккупации и реинтеграции Крыма и Донбасса и усилий по ее разработке.
На самом деле, очевидно, что «минский формат» является лишь безответственной проекцией «нормандского формата», искаженной путинской идеей участия кремлёвских марионеток в прямых переговорах с Украиной.
Для того чтобы найти выход из тупика, в который завела «минская колея», необходимо признать, что ни «минский», ни «нормандский» формат не обладают энергетикой, достаточной для завершения российской агрессии без территориальных и политических уступок со стороны Украины.
Формулу мира для Украины надо искать в плоскости реализации Будапештских гарантий, поскольку лишь в этом уникальном для нашей страны формате нам кто-то что-то должен.
Что же касается «Минска», то списать его уже невозможно. Широко разрекламированный, но фактически не работоспособный формат необходимо коренным образом изменить, как по составу участников, так и с точки зрения повестки дня.
Очевидно, что после принуждения агрессора к миру и полному возвращению наших территорий, наступит непростой этап их реинтеграции. От того, насколько успешно он пройдет, зависит спокойствие на Европейском континенте. Кроме того, мы рассчитываем на реализацию обещаний наших европейских партнёров в вопросе послевоенного возрождения страны.
Именно поэтому в стратегии, предлагаемой командой политической партии и правозащитного движения СИЛА ПРАВА, «нормандско-минскому» формату отводится роль важной переговорной площадки для международной экспертизы украинского плана реинтеграции Крыма и Донбасса.
Такой подход, наряду с коренным изменением целей переговоров, требует участия в них официальных лиц государств Нормандской группы. При этом статус Российской Федерации, как государства-агрессора, должен ограничивать ее возможности обсуждением графика, а не условий выхода из Крыма и Донбасса. Участие представителей оккупационных администраций исключается вовсе. Любая слабина украинской позиции в этом вопросе – прямой путь к полномасштабному поражению в войне за независимость Украины.
Деоккупация и реинтеграция временно оккупированных территорий Украины – параллельные взаимосвязанные процессы, которыми необходимо заниматься уже сегодня.
Команда СИЛЫ ПРАВА в качестве альтернативы неприемлемой «минской формулы» предложила украинский план реинтеграции Крыма и Донбасса, в основу которого положено два законопроекта.
Первый – проект Закона Украины «Об ответственности», который регулирует ответственность граждан Украины за преступления, совершенные на оккупированных территориях в интересах агрессора. Он опубликован и уже несколько месяцев проходит общественное обсуждение и правовую экспертизу.
В Крыму и на оккупированных территориях Донбасса проживают миллионы наших сограждан, абсолютное большинство из которых не совершали никаких преступлений против своей страны. Они – жертвы вооруженной агрессии и оккупации. Этот закон дает каждому из них четкий сигнал – вы нам не враги.
Основное задание этого закона – разрушить стену страха, непонимания и ненависти, которую Кремль настойчиво возводит между свободной и оккупированными территориями нашей страны.
Одновременно предлагается установить специальную систему наказания за преступления против своей страны, совершенные на оккупированных территориях, и привести тяжесть наказания в соответствие с тяжестью преступления.
Второй подготовленный законопроект – «О переходном периоде» – призван ответить на многочисленные вопросы о том, как, кем и в какие сроки на освобождаемых территориях будет восстанавливаться украинская власть и попранные права наших граждан.
Главная задача переходного периода – вывести миллионы людей из состояния стресса, обеспечить безопасную полноценную жизнь, дать работу, вернуть уверенность в будущем.
В сумме предложенные законопроекты дают полное представление о правилах, по которым мы, все вместе, собираемся налаживать мирную жизнь на освобождённых территориях.
План украинского наступления в Минске, так же, как и план действий в Будапештском формате, являются неотъемлемыми составляющими Стратегии победы, подготовленной командой СИЛЫ ПРАВА для нашей страны.
Продолжение бессмысленных маневров в «минской колее» – прямой путь к историческому поражению в борьбе за независимость Украины.
Андрей Сенченко,
Глава общественного движения и лидер партии «СИЛА ПРАВА»