Почему Киев не предлагает нам венский или парижский сервис, а по-прежнему закатывает нас в мусор и коррупцию
В 1991 году распался СССР, и Украина стала свободным государством. Когда мы говорим об этом, то делаем акцент на политической составляющей. Да, Украина обрела независимость от Москвы, от диктата Компартии и всех ее структур. Но и по сей день, на 24-м году автономного плавания, мы не свободны от советского наследия. В худшем его проявлении. Лидер столичного гражданского объединения Рух за реформы Сергей Думчев эту нашу особенность характеризует весьма живописно: "Банально нам не удалось пока выдавить из себя совка. Не удалось сделать жизнь элементарной в ее бытовых проявлениях – чистота, порядок, четкий график подачи воды и жесткое ценообразование на услуги обсуживающих компаний. До сих пор сидим в разрушенных подъездах и домах, но при этом упорно рассуждаем о циолковских и космосах".
Система из прошлого
Как выглядела вертикаль власти до 1991-го? Скажу шокирующую вещь: практически так же, как и сейчас. Был центр и периферия. На периферии была своя периферия, и так – до самого "низа". Центр решал все: сколько денег изъять из местных бюджетов, какой процент из "изъятого" спустить обратно "вниз", как распределить средства, сколько поставить в городах памятников Ленину и имена каких героев присвоить улицам. Сейчас – все то же самое, только без прежней идеологической составляющей. Управленческая модель, унаследованная от советских времен, не поменялась ни на йоту. Решает какой-то безликий чиновник, что важно Киеву, а потом второй чиновник начинает на этом "эпохальном решении" продавать свои разрешения, лицензии, "узгодження". С одной стороны, бюрократия плодит бюрократию и создает для своих адептов рабочие места. И какая ей (бюрократии) разница, хватает ли Киеву денег на модернизацию инфраструктуры? С другой – каждый бюрократ хочет заработать на свой должности что-то "сверху", помимо должностного оклада. Сергей Думчев очень жестко оценивает ситуацию в Киеве и перспективы нынешнего формата управления: "Слишком много в столице чиновников и слишком мал пирог, чтобы удовлетворить все их личные жизненные потребности и оставить что-то весомое для потребностей самих киевлян. Давайте говорить начистоту: мало того, что среднестатистический киевский чиновник вороват, так он еще вопиюще непрофессионален и некомпетентен. В такой конфигурации денег в принципе не может хватать ни на что – надо украсть, а потом неэффективно их закопать в какой-то суперразрекламированный проект, чтобы через месяц сказать, мол, нам этот проект вообще не нужен. Нельзя требовать у плохого танцора, чтобы он правильно сапоги тачал. Банальная вековая истина, но ведь истина же!"
Читайте также Сергей Думчев: "Нам буквально всучили имитацию выборов"
Пенсионерам дали всего 10 дней: кого оштрафуют и оставят без выплат
В Украине усилят мобилизацию и укрепят города: к чему следует готовиться
Больше никаких льгот: пенсионеров заставят платить налог на землю
1000 гривен от государства: как получить помощь пенсионерам
Думчев знает, о чем говорит. Он много лет изучал муниципальные системы управления у нас и за границей и сравнение делает явно не в киевскую пользу: "Отношения по линии "центр – на местах" все так же демонстрируют нежелание центра проникнутся проблемами нижестоящих звеньев. А звенья в свою очередь обнаруживают неумение брать власть в свои руки. Киев продолжает отчислять в госбюджет 60% поступлений от доходов физических лиц. А ведь это – один из наибольших налогов, получаемых городом. Поговаривают, что планку могут поднять и до 75%. И, конечно же, местная власть это проглотит. Ведь ее не интересует спор с госорганами. А госорганы не интересует, чем живет столица. Достаточно и того, что "вниз" ими спущена определенная разнарядка, и в казну потекли деньги. Наши с вами деньги". У нас банально все перевернуто с ног на голову. Хорошо кушают те, кто ни за что не отвечает. Собственно муниципальный кластер финансируется по остаточному принципу. Отсюда и хаос. На что-то денег хватает, на большинство же важных проектов, необходимых здесь и сейчас, - нет. И потому можно написать блестящий план развития столицы, но оставить этот план пылиться на красивой книжной полке. Думчев и тут категоричен: "Первое – деньги остаются в Киеве. Второе – деньги уходят на большие проекты. Третье – убираем киевских посредников из горадминистрации, которые эти деньги перераспределяют на дочерние компании. Четвертое – сокращаем количество бюрократии, что сразу позволяет нам открыть двери для инвесторов. Системные инвесторы, в отличие от проходимцев с шальными деньгами, не ходят в проекты, в которых слишком много посредников-бюрократов, обожающих теневой кэш. Не надо придумывать велосипед и не надо печатать тонны рекламных буклетов. Все просто – минимизируем отчисления в центр, который ничего не производит, а только кормит себя, убираем две трети лишних чиновников, сокращаем бюрократию до минимума и в течение трех-пяти месяцев получаем сбалансированный бюджет и оптимальную управленческую структуру. Параллельно с этим запускаем пять-семь крупных инфраструктурных проектов. Все. Город ожил. В город потянулись деньги. Город умножает свои доходы и повышает доходы тех, кто здесь живет".
Впрочем, денежные изъятия - это еще полбеды. Ведь, справедливости ради, мэр города не может самостоятельно перекроить существующее законодательство. Просто взять и не перечислить деньги в центр. Но он может постоянно бить во все колокола, взывая к законодателям, настаивая, агитируя, требуя пересмотра несправедливых норм. Норм, при которых город обдирают, как липку. Однако этого никто не делает.
Увы, оценка перспектив очередной власти не добавляет оптимизма. Ребята просто растеряны и потому живут одним днем, сохранив привычный для вчерашнего Киева ритм жизни – схемы те же, департаменты те же, отношения между горадминистрацией и киевскими депутатами без изменений – голосуем за спорные решения молча. Думчев чрезвычайно скептично оценивает перспективы изменить систему с помощью нынешних чиновников и депутатов: "Наша власть – и местная, и верховная – это бегуны на короткие дистанции. Перспектива длиной хотя бы в несколько лет их не интересует – ведь через определенный период времени они уже не будут участвовать в дележе пирога. А значит, урвать нужно здесь и сейчас. Поэтому никто не интересуется долгоиграющими проектами, инвестициями, тендерами, толковыми планами развития – стиль спринтера несовместим с мышлением государственника".
Временщики на коротких дистанциях
Человек, который слепо бежит к финишу, а не инспектирует неторопливо свои "владения", просто не в состоянии понять, как функционирует городской хозяйственный механизм. Вникать в это скучно, сложно и даже страшно. Проще изъять деньги из городского фонда и переложить их в собственный карман. Оставив несколько копеек на социальные нужды. И время от времени – в качестве клапана, выпускающего пар, – выпускать некие карточки киевлянина, куда перед большими праздниками пенсионерам капают подачки в виде ста гривен. Это даже не благотворительность, прикрывающая воровство, это вообще имитация общественного блага. Но нам ведь это нравится. Мы часто голосуем за бренды. В лучшем случае за политические лозунги. Но никогда не требуем от человека, претендующего на кресло муниципального чиновника, элементарных хозяйственных знаний. "Зачем им знать, из какой трубы вытекает теплая вода? Зачем им понимать, как формируются цены на услуги? Это не их профиль. Если кто-то из нынешних киевских чиновников едет куда-то на Запад, то он там точно не изучает устройство городского коммунального хозяйства. Шопинг и дансинг. В крайнем случае, футбол с последующим ресторанным трепом", - откровенно смеется Думчев и просто отмахивается от попытки продолжить разговор о компетенциях киевских чиновников. – Незачем об этом говорить. У них нет никаких компетенций".
Читайте также Прогорклый Киев
Без масштабной управленческой муниципальной революции не выжить ни одному украинскому городу. Тем более – Киеву. А муниципальная революция – это три составляющих: 1. толковая команда; 2. адекватное ведение хозяйственных процессов; 3. честность в распределении денег и социальных благ. Все это и есть пресловутая децентрализация, о которой так много говорят у нас и которая (без лишних разговоров) отлично работает в других европейских столицах.
Рим: думаем головой и живем в садах
"Я как-то сказал себе: нужно обязательно найти наглядные картинки и показать нашим, как надо жить. Я уже понял, что из наших випов никто не умеет читать серьезные книги и уж тем более никто не понимает написанное теоретиками муниципального управления. А потому – только в картинках наше спасение. В сравнительных рисунках. Это – альфа. Это – омега. А вот так надо сажать деревья", – судя по всему, лидер столичного Руха за Реформы всерьез взялся за банальное просвещение столичной номенклатуры. Не умеете читать/писать, смотрите и слушайте. На конкретных примерах. На чужом опыте. На европейских городских историях.
Тот же Рим сопоставим с Киевом по количеству населения. У нас проживает 4 миллиона жителей, в Риме – 3,9. По площади Вечный город превосходит столицу Украины на треть: 1287,36 римских квадратных метров против 847,66 киевских. И тем не менее управляет Римом мэр и столичное собрание (assemblea capitolina), состоящее всего лишь из 48 депутатов. Это, так сказать, мозг римской мэрии.
Еще есть один дополнительный орган (у нас бы его назвали исполкомом) – столичная управа (giunta capitolina), в состав которой входит синдик (sindaco) и 12 асессоров (assessori). И это все. Больше никаких 120 депутатов столичного парламента, никаких районных рад и районных администраций. Кстати говоря, в Риме 22 исторических района, 35 кварталов и 53 зоны. Если к каждой из этих единиц прилагался бы набор чиновников (с приемными, клерками и секретарями), Рим, возможно, уже давно разорился бы.
Но город спокойно и эффективно живет. "Всегда хотел спросить наших специалистов по бюрократии: почему они так верят в число и количество? Почему совсем не хотят верить в профессионализм и качество? И потом понял простую истину: у нас создают государственные или муниципальные должности не для того, чтобы решать конкретные проблемы потребителей или горожан, но чтобы бесконечно трудоустраивать родственников, друзей, знакомых. Чтобы дать какому-то очередному неудачнику статус, атрибуты личной значимости и возможность... хорошенько воровать", - Думчев точно и емко точно описывает базовый принцип нашей управленческой вертикали. Не для решения проблем, но только для трудоустройства "нужных людей". Впрочем, вернемся на время в Рим. С XIX века римляне размышляют над концепцией развития, присматриваясь к ближайшим соседям. Думают, сопоставляют и снимают сливки с лучших изобретений, сделанных в других мегаполисах. К 1930-м годам генеральный план развития Рима был готов, но планы разрушила Вторая мировая война. После нее отцы города все начали заново. Тамошняя команда умеет мыслить и стратегически, и тактически. Принятые основы развития не означают закостенелых традиций. Рим живет не во времена Нерона, а в 2015 году, и приспосабливается к требованиям времени, не теряя лица.
Совсем недавно Рим утвердил замечательный план новой самодостаточной экосистемы города (разработанной, кстати говоря, французом Винсентом Калебо). "Город должен дышать и минимизировать вредные выбросы", - решили римляне. Крыши и балконы новостроек будут основой зеленого города, или "города науки" (Città-della- Scienza). И к каждой из новостроек будут примыкать плодовые сады. Разумеется, их никто не посмеет вырубить, чтобы всунуть среди деревьев пару-тройку уродливых МАФов. Между двумя альтернативами – думать головой или кошельком чиновников – римляне выбирают первое. А потому и жить они будут среди фруктовых садов.
Париж: экономим и выходим в лидеры
А есть пример несколько иного плана. Экономического, что ли. Париж (без конгломерации прилегающих пригородов) – по киевским меркам, город крошечный. Всего лишь 104,5 квадратных километра. Потому и плотность населения (всего в городе проживает 2,2 миллиона человек) весьма велика – 21 тысяча парижан на квадратный километр. И, тем не менее, Париж обеспечивает 10% от общего ВВП страны. Из каждого сантиметра этого города выжимают валюту – на благо Парижа работают свыше 3 тысяч отелей, а 85% рабочих мест связаны со сферой обслуживания.
Своей "фишкой" Париж сделал туризм (ничто не мешало Киеву последовать его примеру, но увы). Однако не туризмом единым живет французская столица. Это важнейший торговый центр, а также мощный транспортный узел, город банков и бутиков от мировых законодателей моды. Город, где разместили штаб-квартиры 19 крупнейших компаний мира (а это больше, чем в любом другом городе Европы). Наконец, Париж занимает третье место (после Нью-Йорка и Лондона) среди столиц, формирующих глобальное информационное пространство.
Все это – заслуга исключительно Парижа и его градоначальников. Никаких специальных преференций по сравнению с другими городами Франции столица не имеет. Но и сверхогромных отчислений в госказну не делает. В стране понимают: будет хорошо Парижу, выиграет от этого вся Франция. А над тем, чтобы было хорошо, работает мэр Парижа, избираемый на шесть лет, и 163 муниципальных советников, представляющих 20 парижских округов.
Деление на округа предложил в 1860 году Наполеон III. До этого город застраивался довольно хаотично. Уже полтора столетия никто не перекраивает принцип администрирования Парижа, а округа, отдаленные от центра, из довольно депрессивных локаций, где жили преимущественно эмигранты, к началу XXI века превратились во вполне симпатичные районы.
"Кстати, заказанный нынешней властью генеральный план Киева на 20 миллионов евро дороже разработки генплана Парижа", - подчеркивают в "Рухе на реформы".
Вена: мыслим стратегически
В Вене, где на площади в 414 квадратных километров проживает 1,7 миллиона жителей, создана, возможно, одна их лучших коммунальных систем. Простая и прозрачная. Тамошнее население заключает лишь два вида договоров: с аналогом "Киевэнерго", называемым Wien Energie, и с неким эквивалентом "Киевводоканала" – Die Abteilung Wiener Wasser (дословно: "департамент венской воды"). Венский водопровод существует с 1873 года, работая как часы, а каждый Plan von der Gürtelbaustelle und den Umleitungen ("план строительства и ремонта") водопроводчики анонсируют заранее.
Как и Рим, Вена весьма озабочена экологией. По данным аэросъемки, 51% городской территории занимают зеленые насаждения. На западе и на юге город окаймлен венским лесом, воспетым Штраусом.
"На каждого венца, согласно статистике, приходится 120 квадратных метров зелени. Зеленые насаждения растут из года в год, при этом не только за счет высадки деревьев, кустов и цветов. Домовладельцев отдельных кварталов стимулируют лелеять плющ, который покрывает стены зданий", - рассказывает Думчев.
Каждая муниципальная компания, включая и местный "Зеленстрой", действует в Вене на вполне прозрачных условиях. Никто не монополизирует рынок услуг. Продуманной является и защита от контор-однодневок вроде пресловутого киевского "Элита-центра". О невозможности обмана клиентов заботится тамошнее законодательство. При приобретении жилья деньги покупателя идут на доверительный счет, который контролирует адвокат. По мере выполнения работ юрист перечисляет застройщику средства, оставляя напоследок 5% от общей суммы. Эти деньги поступят на счет только через два года – если за это время в доме не обнаружатся неполадки.
Главное достоинство столицы Австрии – отсутствие в ней монополистов. И беспрекословное соблюдение интересов города. Все остальное – инвестиции и развитие, туризм и пополнение казны – прилагается уже по умолчанию. Иначе система просто не работает.
И в заключение
Отказаться от диктата олигархов, минимизировать вмешательство государства, перестать распиливать общественный бюджет – вот простой рецепт успеха, который мог бы вывести Киев в ряд других европейских столиц. Для этого нужно отбросить прошлое и хотя бы немного больше думать о будущем. Но для начала необходимо изменить себя. А если этого не выходит – дать дорогу другим. "Нельзя кормить народ лишь разговорами. Нельзя выдавать вчерашние форматы за реформы и говорить, что будет что-то лучше. Нельзя банально подкупать киевлян дешевыми подачками в виде аптечных скидок для пенсионеров или бесплатного проезда в ржавых коммунальных автобусах для студентов и требовать многолетней лояльности. Все достаточно банально: если можешь – покажи, убеди и сделай. Не можешь – займись другими проектами. Киев это не полигон для экспериментов. Это просто жизнь многих миллионов людей", - такими жесткими словами завершил Сергей Думчев наш экскурс в сравнительную муниципологию европейских стран…