Правильно – зарабатывать на государственных тендерах, выписанных под тебя, игнорировать закон и тянуть сюда компании стран-агрессоров. Именно такая история недавно всплыла по отношению к компании ООО «Везерфорд Украина» и ее директору Александру Тертиченко. Это классический пример того, как интересы бизнеса и потребности государства переплетаются в пользу агрессора.
Об этом пишет Антикор .
Тендеры под заказ и работа на агрессора
Проанализировав победителей государственных тендеров в нефтегазовом секторе Украины, аналитики заметили , что нередко их выиграет именно компания "Везерфорд Украина". Она победила в 102 тендерах на общую сумму 3,08 млрд. грн. Основным заказчиком является государственное предприятие «Укргаздобыча», для которого компания поставляет специализированное оборудование и оказывает инженерные услуги.
Несмотря на требование закона с 2021 года, которое предусматривает, что товары, закупаемые за государственные средства, должны иметь не менее 20% украинского компонента, расследователи утверждают, что большинство поставляемого «Везерфорд Украина» оборудования является импортным, а локализация ограничивается только сборкой или монтажом в Украине. Это формально отвечает требованиям закона, но не приносит значительную экономическую пользу для страны.
Еще один аспект – изменения в тендерных требованиях под конкретные компании. К примеру, во время одного из тендеров «Укрнафты» были прописаны условия, которые фактически исключили многих украинских производителей, оставив доступ только для «Везерфорда». Тендерные схемы, предлагающие выигрыш только избранным, разрушают экономические перспективы для страны. Государственные средства фактически тратятся на импортируемые товары без реальной выгоды для украинской экономики.
ПриватБанк объяснил, почему могут пропадать деньги с карточки: не застрахован никто
В ноябре пенсионерам подбросят деньжат: кто получит
Украинцы могут не платить за жилье: покроют все расходы
В Минагро спрогнозировали цены на картофель: к чему готовиться
Таким образом, успех компании основывается не на качестве продукции или услуг, а на схемах псевдолокализации, коррупционных связях и лоббировании со стороны бывших сотрудников, занимающих ныне ключевые должности в государственных структурах.
История успеха или как сидеть на двух стульях
Несмотря на третий год полномасштабного вторжения России в Украину, материнская компания Weatherford, представителем которой в Украине является ООО "Везерфорд Украина", продолжает успешно работать в России . Ни санкции, ни смерти тысяч людей, ни то, что основной заказчик Weatherford в России – известная «Роснефть» Сечина, близкого соратника путина, не влияют на их бизнес-планы. Компания заключает новые контракты и создает рабочие места в России. Война для «Везерфорда» – это не вызов, а очередная возможность для прибыли.
В Украине, несмотря на то, что Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) внесло Weatherford в список международных спонсоров войны, это тоже не повлияло на сотрудничество с такими госпредприятиями, как «Укргаздобыча» и «Укрнафта». Они продолжают заключать миллионные контракты с «Везерфорд Украина».
И здесь стоит отметить, что просто по невероятному стечению обстоятельств в разные времена в «Везерфорде» работали люди, которые потом пошли на работу в государственные компании, и дела у «Везерфорда» пошли вверх.
«Свой к своему за своим»
Итак, знакомьтесь – Александр Тертиченко, нынешний директор ООО «Везерфорд Украина», тесно связанный с организацией конференций «Ньюфолк», где активно продвигаются интересы белорусских компаний, таких как «Фидмаш» и «Белоруснефть». Деятельность Тертиченко неоднократно вызывала возмущение среди нефтегазового сообщества , которое обвиняло его и организатора конференций Андрея Закревского в продвижении интересов Беларуси, союзника агрессора. Несмотря на это, Тертиченко продолжает занимать ключевую позицию в "Везерфорде" и активно обогащаться за счет государства.
Однако, очевидно, что Тертиченко не может действовать без поддержки и команды. Важной фигурой, связанной с деятельностью "Везерфорд", является Наталья Рудевич. В течение десяти лет (2010-2020) она занимала должности финансового и генерального директора "Везерфорд Украина". После этого, используя накопленный опыт и связи, Рудевич перешла на должность директора по нефтегазовым сервисам в АО «Укргаздобыча» – крупнейшую государственную газодобывающую компанию Украины.
И сразу же после этого "Везерфорд Украина" подписала серию выгодных контрактов с этой государственной компанией на сумму более 490 млн грн. Случайность? Вряд ли. В течение всего своего пребывания на государственных должностях Рудевич обеспечивала «Везерфорд» доступ к наиболее привлекательным тендерам на поставку оборудования и услуг.
Сейчас она занимает должность главного советника директора по нефтегазовым сервисам в АО «Укрнафта», что дает ей еще больше рычагов влияния для лоббирования интересов «Везерфорд». Ее влияние не только лоббирует частные интересы, но и расшатывает основы государственной экономики, а карьера является ярким примером того, как бизнес-интересы могут пронизывать государственные структуры, где личные связи преобладают над профессиональной этикой.
Дальше интереснее – Дмитрий Солнышкин, гражданин россии, ранее работавший в Weatherford, является ключевой фигурой в этой схеме. Он отвечал за рынки Польши, Украины, Грузии и стран Балтии, а также работал в Burisma и Schlumberger, продолжающих работать в России. Кстати, НАПК также внесло Schlumberger в список международных спонсоров войны через сотрудничество с российскими гигантами, такими как "Газпром" и "Роснефть".
Сейчас Солнышкин продолжает курировать «Везерфорд Украина» через свои компании IPs Global FZCO и INTERPROJECTS SPÓŁKA Z OGRANICZONĄ ODPOWIEDZIALNOŚCIĄ. И это не волнует ни партнера Солнышкина в Украине, Тертиченко, ни правоохранителей, которые должны выявлять лиц, угрожающих национальной безопасности. Солнышкин – яркий пример сотрудничества бизнеса и страны-агрессора.
Виталий Мельник – еще один ключевой игрок по этой схеме. Он был директором ООО "Везерфорд Украина" с 2009 по 2016 годы. Мельник также начал бизнес в сфере нефтегазовых услуг, создав несколько компаний, таких как ООО «Полтавское ПБР», ООО «Специализированная сервисная компания» и ООО «НГ Технология». До полномасштабного вторжения эти фирмы были ширмой, обеспечивавшей вывод тендерных миллионов «Везерфорда» в кэш. Однако, имея российское гражданство и опасаясь разоблачения, в 2022 году Мельник передал свой бизнес дочери Юлии Мельник-Дедович. Сам же вместе с партнером Игорем Стасюком (бывший коммерческий директор "Везерфорд Украина") продолжил предоставлять услуги по обналу уже через ООО "Стимтех" и "Укрбурсервис".
Что дальше?
Несмотря на усилия международного сообщества по введению санкций против российских компаний, кейс «Везерфорд Украина» – это яркий пример того, как из-за коррупционных связей эти ограничения можно легко обойти, как бизнес-интересы, связанные с агрессором, могут проникать в государственный сектор, манипулировать тендерами и оставаться безнаказанными даже во время войны.
Схемы псевдолокализации, привлечение подставных лиц и игнорирование национальных интересов открывают широкую дорогу для дальнейшего проникновения компаний из России и Белоруссии в стратегические отрасли. Больше всего настораживает молчаливое попустительство правоохранительных органов, что позволяет таким структурам и дальше зарабатывать на войне и государственных ресурсах, пока страна борется за свое существование.