В декабре 2016 года произошла национализация Приват Банка, на 91,5% принадлежащего на тот момент Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову.
Последовавший за передачей активов банка государству аудит выявил незаконный вывод собственниками банка за рубеж порядка 5,5 миллиардов долларов. Соответствующая схема действовала 10 лет. Кредиты, которые Приват Банк выдавал юрлицам, использовались для приобретения активов и финансирования бизнеса как самих собственников, так и связанных с ними лиц. Эти цифры, однако, не идут ни в какое сравнение с теми, что стали известны широкой общественности три года спустя, пишет Антикор.
Так, в мае 2019 года Приват Банк подал иск в Канцелярский суд штата Делавэр, заявив, что компания Optima Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова (через которую, как сообщали СМИ, «мыли» еще и деньги Курченко) в течение десяти лет вывела через кипрский филиал Приват Банка в общей сложности 470 миллиардов долларов – сумму, вдвое превышающую ВВП Кипра за аналогичный период. Этот случай, по словам юристов Приват Банка, можно смело называть самым крупным в мировой истории отмывания денег.
Ответчиками по иску, помимо Коломойского и Боголюбова, выступили Мордехай Корф, Хаим Шохет, Уриэль Цви Лабер (к слову, экс-член набсовета Укрнефти), а также порядка двадцати «фиктивных» компаний, созданных этой троицей в штатах Делавэр, Флорида, Нью-Джерси и Орегон. С помощью, в том числе, этой цепочки мелких контор Коломойским и ко за деньги Приват Банка было приобретено в США огромное количество недвижимости и семь ферросплавных заводов. Таким образом, отмечали в Приват Банке, Коломойский пытался построить свою «американскую» империю.
Иск Приват Банка был лишь штрихом в общей картине неудач Игоря Коломойского. В апреле 2019 года свое расследование по факту совершения олигархом вышеуказанных финансовых преступлений начало ФБР. Участие в расследовании приняла прокуратура США в Южном округе Огайо, где у Коломойского находилось наибольшее количество объектов недвижимоcти. Об этом расследовании, кстати, неоднократно и в подробностях сообщали и иностранные СМИ. Масштабный обыск в центральном офисе Optima в Кливленде и в еще одном офисе компании в Майами был произведен агентами ФБР в августе 2020 года. В том же 2020 году Игорь Коломойский попал под следствие еще и Федерального большого жури США, попутно схлопотав целых три гражданских иска Министерства юстиции США о конфискации недвижимости в Луизвилле, Далласе и Огайо.
Вишенкой же на торте стали недавние санкции США из-за причастности Коломойского к «значительной коррупции» в период управления Днепропетровской облгосадминистрацией в 2014-2015 годах. По словам госсекретаря Соединенных Штатов Энтони Блинкена, Игорь Коломойский, пребывая в должности губернатора Днепропетровщины, «подрывал верховенство права и доверие украинской общественности к демократическим институтам и процессам управления», а также «использовал свое политическое влияние и официальную власть для личной выгоды».
Под санкции попали и члены семьи олигарха. В Госдепе подчеркнули, что отныне Игорь Коломойский и его родственники «неприемлемы для въезда в США», а также отметили, что решение о санкциях «подтверждает стремление США поддерживатьключевые для евроатлантического пути Украиныреформы политического, экономического и судебного секторов».
Наступлению демократов на Коломойского в АП был дал «зеленый свет». Более того, есть версия, что лично с Зеленского было взято обещание не только не помогать олигарху в развернувшейся против него войне, но и всячески содействовать процессу его политического и бизнес-«убийства».
Однако Зеленский, явно посчитав американцев такими, что не в состоянии понять его стремление «усидеть на двух стульях», договоренности с Госдепом решил нарушить. И то ли сам принял активное участие в «акции» по спасению одиозного олигарха, то ли сделал вид, что попросту не замечает активной возни «группы поддержки Коломойского» у себя за спиной.
Вот только американцы глупыми никогда не были, и украинский Президент в попытке поспеть за двумя зайцами не просто рискует, а демонстрирует полнейшее отсутствие когнитивных навыков.
Речь идет о славноизвестной компании «Укрнефть» и нынешним попыткам украинского правительства с помощью судов простить ей многомиллиардные долги перед государством.
Напомним, что государственному Нефтегазу принадлежит 50,1% акций крупнейшего добытчика нефти в стране «Укрнефть», связанным с группой Приват Коломойского и Боголюбова офшорам LittopEnterprisesLimitedBordo, BridgemontVenturesLimited и ManagementLimited - порядка 40%.
Контроль над Укрнефтью Приват установил еще в далеком 2003 году, когда в кресло руководителя компании сел друг Коломойского Игорь Палица.
Летом 2020 года шуму наделали законопроект авторства депутатов от Слуги народа, направленный на погашение через компенсацию Нефтегазу за ПСО налогового долга Укртнефти в размере 30,5 миллиарда гривен. Если законопроект будет принят, он разблокирует компенсацию за выполнение спецобязательств. Однако последняя не платилась из-за отсутствия механизма подсчета убытков и источника компенсации. Механизма, как вы понимаете, нет и по сей день. Но есть Укрнефть и очень сильное желание власти стабилизировать за счет средств налогоплательщиков ее финансовые потоки.
За последние два года ситуаций вокруг Укрнефти, свидетельствующих о попытках украинского правительства создать благоприятные условия жизни компании Коломойского, несмотря, в числе прочего, на многочисленные дела НАБУ по факту финансовых махинаций Укрнефти, было огромное количество. И это обстоятельство на фоне популистских лозунгов власти о реформах, о борьбе с коррупцией и о самостоятельности судебной системы, мягко скажем, вызывает улыбку.
В апреле текущего года Верховный Суд Украины оставил без изменений решение судов нижестоящих инстанций, отказавших в удовлетворении иска заместителя генпрокурора в интересах Кабмина к Укрнефти о взыскании пени за несвоевременные уплаченные в 2011-2013 годах дивиденды в размере 1,5 миллиарда гривен. Причина оказалось, мягко скажем, высосанной из пальца. Суды трех инстанций заявили, что такой иск прокуратура подавать права не имеет, ибо взыскивать деньги с Укрнефти положено исключительно Нефтегазу. Круг, как вы понимаете, замкнулся. Ибо никаким взысканием долгов с Укрнефти Нефтегаз заниматься и не подумает.
Мало того, в июне 2019 года Укрнефть в Окружном админсуде Киева добилась отмены постановления Кабмина о нормативе отчисления чистой прибыли на уровне 90%. В ноябре 2019 года Шестой апелляционный админсуд оставил в силе данное решение.
На 11 мая в Пивничном апелляционном хозсуде запланировано рассмотрение апелляционной жалобы Шевченковского райотдела государственной исполнительной службы Киева Центрального межрегионального управления юстиции на постановление Хозсуда Киева, которым был удовлетворен иск Укрнефти о взыскании с Министерства юстиции 1,7 миллиона гривен в счет возмещения ущерба, «причиненного незаконными действиями Отдела принудительного исполнения решений Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины».
Незаконные действия госисполнителей, по версии Укрнефти, заключались в несвоевременной выдаче постановления о завершении одного из исполнительных производств в отношении истца. Речь в том исполнительном производстве шла о взыскании средств с Укрнафты в счет погашения ее задолженности перед частной юридической компанией Интербизнесконсалт. Счета Укрнефти тогда были арестованы Минюстом. Укрнефть, по версии последней, оспорила необходимость взыскания, однако госисполнители все равно списали с ее счетов деньги. Эта ситуация, к слову, достаточно подробно освещалась многими СМИ.
Сегодня, стоит полагать, Укрнефть решила припомнить обиды всем без исключения. И украинское правительство вызвалось в этом ей помогать.
Сегодня АП осуществляет активное давление на Пивничный суд, заставляя тот сыграть на стороне Игоря Коломойского. Поговаривают, что Администрация включила «первую скорость» после не слишком удачных попыток самого Коломойского финансово замотивировать судей и председателя. В прошлый раз, когда Пивничный апелляционный хозсуд рассматривал иск прокурора о взыскании с Укрнефти 1,5 миллиарда гривен, судьи и судейское руководство были на порядок сговорчивее. Сейчас же, после более чем четко обозначенной Штатами своей позиции, многие украинские ведомства ринулись изображать из себя противников одиозного олигарха. Вот и понадобилась Коломойскому помощь «свыше». И если сейчас это относительно мелкое решение олигарху и его команде поддержки пропихнуть удастся, за остальными исками дело не постоит.
То, что Администрации Президента плевать на судьбу страны, понятно всем и понятно давно. Поэтому нынешняя позиция президентской команды вызывает не столько вопросы, сколько раздражение от очередного напоминания о том, что нашу страну с легкой подачи центральной власти в прямом смысле разбирают по кускам в попытке успеть своровать все до последней копейки.
А вот какое решение примут служители Фемиды? И самое важное - в полной ли мере они осознают тот факт, что поддержав (из-за своей алчности или же просто по глупости) олигарха в этом и последующих спорах, без преувеличения выступят реальными соучастниками глобального экономического преступления против своего государства?