В подконтрольной ему аграрной сфере - крупнейший в истории дефолтный скандал. Около 70% форвардных контрактов по кукурузе могут быть не выполнены. Селяне отказываются отдавать урожай экспортерам по “летним” ценам. Международные поставки на грани срыва. Имидж страны и доходы бюджета под угрозой. А Петрашко
обстрагировался от происходящего и заявляет, что экспорт нам вообще-то не нужен. Лучше заняться глубокой переработкой и нарастить производство... протеина..
В чем суть конфликта на аграрном рынке? В прошлом году Украина вошла в тройку мировых экспортеров кукурузы. Из произведенных 35,9 млн тонн на экспорт было отправлено 30,3 млн тонн. В этом году трейдеры, ориентируясь в том числе и на прогнозы Минэкономики и сельского хозяйства, рассчитывали на урожай 40 млн тонн и экспорт 33 млн тонн. Соответственно, под такие объемы планировали поставки в октябре-декабре.
Но из-за засухи ситуация резко ухудшилась. Согласно данным «Информационно-аналитического портала АПК Украины», на 11 ноября было экспортировано 3,4 млн тонн кукурузы, что почти на 2 млн тонн меньше, чем в том же периоде 2019-го. Еще 10 млн тонн украинским зернотрейдерам нужно отгрузить в ближайшее время. Но велика вероятность, что они не смогут этого сделать.
Почему? Очевидно (и отчет USDA это подтверждает), что урожай “царицы полей” не превысит 28 млн тонн. Соответственно, мы сможем продать на внешнем рынке не более 22 млн тонн, поскольку 7 млн тонн Украине необходимо для внутреннего потребления (на практике экспорт будет еще ниже, но об этом дальше).
Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование
"Тысяча Зеленского": как родителям получить деньги за своих детей
Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен
Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам
Несмотря на объективные проблемы, контракты нужно выполнять. Дефицит всегда порождает рост цен, поэтому в октябре цена тонны кукурузы перевалила за $200, а ближе к пику поставок в конце ноября-декабре — спотовая цена может достигнуть $220.
И тут взбрыкнули селяне. Они начали массово отказываться от выполнения своих обязательств на поставку кукурузы по заключенным заранее форвардным контрактам.
Как написал на своей странице в Facebook депутат от «Слуги народа», председатель межфракционного объединения «Депутатский аграрный совет» Андрей Богданец (до избрания — директор Тернопольской птицефабрики), вследствие аномальной засухи большинство аграриев не собрали урожай в запланированных объемах, а у многих и вовсе возник форс-мажор.
Но дело не столько в уменьшении производства, сколько в росте цен. Летом, когда трейдеры подписывали форвардные контракты кукуруза стоила $140-160 за тонну. К моменту выполнения поставок цена добавила, грубо говоря, $50 на тонне. Согласитесь, это серьезный стимул для селян, чтобы “кинуть” экспортеров. То, что те “влетают” с международными контрактами, зафрактованными кораблями и неустойками, фермеров не колышит. У них своя боль — засуха. Они об этом они кричали, но Петрашко их не услышал.
Вне всяких сомнений, Минэкономики и сельского хозяйства летом пустило ситуацию с засухой на самотек. Проводили совещания, заслушивали жалобы аграриев, что мелиоративная система разрушена, а там, где она еще сохранилась -- стоимость воды нереально высокая. В южных областях в жару, с учетом дополнительных наценок куб воды для орошения обходился более, чем в 4 грн. При этом, чтобы получить урожай кукурузы на уровне хотя бы 5-6 тонн с га, нужно вылить 5-6 тыс. м³ воды. Это -- 24 тыс. грн на гектар. Початок после этого початок становится “золотым” в прямом смысле слова.
Аграрии просили свое профильное министерство: помогите решить как-то наши проблемы. Дайте нам дотацию, окажите помощь в связи с погодными условиями, урегулируйте вопросы оплаты за полив в кредит или снижения цены за воду. Минстр не реагировал, и на юге Одесской области в Килийском районе с горя повесился 66-летний фермер.
Что после этого сделал Петрашко, которого руководство Кабмина заставило “отреагировать на кризисную ситуацию”? Он обсудил с аграриями юга проблему засухи и механизмов поддержки сельхозпроизводителей региона.
Пресс-служба министерства, отчиталась, что “отдельным блоком программы встреч в Одесском регионе стало проведение круглого стола по восстановлению орошения”.
Но, как утверждают аграрии, дальше обещаний поддержки дело не пошло. В этой ситуации для многих оказалось выгоднее сжечь посевы в поле, чем разоряться на поливе.
Осенью у этой драматической истории наметилось продолжение в связи с массовым отказом агрохозяйств выполнять форвардные контракты. И снова Минэкономики и с/х “отморозилось”.
Сначала Петрашко говорил о том, что в условиях конфликта министерство выступает как “открытая платформа, на которой совместно со всеми сторонами мы должны искать взаимовыгодный формат урегулирования сложных ситуации, в том числе и по форвардным контрактам”. Т.е. предлагал всем собраться и поговорить по душам. Может быть, даже совместно крепко выпить.
Когда стало понятно, что таким образом проблему не решить и в обозримой перспективе нам светят убытки государства в размере, минимум, $300 млн. и непрофинансированная в полном объеме посевная 2021 года (а, значит, нормального урожая в следующем году может снова не быть), он сменил риторику. И ударился в философию.
В эфире телеканала "112 Украина" (все мы знаем, кто его владелец, - автор) Игорь Петрашко внезапно заявил, что экспорт кукурузы, который приносит стране валюту, - это неправильно. Нужно думать о переработке зерновых, которая позволит нарастить производство... протеина.
"Куда мы можем переделывать кукурузу? Объективно, кукуруза не используется для хлеба, в основном это корм, корм для последующего производства протеина. Мы производим курицу, мы производим яйцо, мы частично производим свинину, но мы практически не производим говядину, корнеплоды и рыбную продукцию тоже, куда комбикорм идет на это. Поэтому одно из направлений точек роста - это крупный рогатый скот", - сказал министр экономики и с/х.
Поскольку от умозаключений министра экспортерам легче не становится и они упорно бьют в набат, Петрашко выдумал гениальный способ дистанцироваться от кукурузного трэша и нерешенных проблем с выполнением внешнеэкономических контрактов: он обратился к премьер-министру Денису Шмыгалю с просьбой внести в Меморандум о согласовании позиций на рынке зерна снижение годовых объемов экспорта кукурузы до 17 млн тонн.
Возникает вопрос, а как же интересы государства, два десятка лет выстраивавшего имидж надежного поставщика продовольствия на мировые рынки и рискующего его потерять в этом году из-за кукурузного скандала? Судя по всему, министр Петрашко считает, что это не сфера ответственности это ведомства. Так что над проблемами, которые он не разрулил, пусть ломают голову другие. Такой вот «государственнический» подход...