И несмотря на провозглашенные Президентом Украины новые подходы к ремонту и строительству дорог, все еще предостаточно заинтересованных лиц, которые продолжают вынимать из государственного кармана дорожные деньги проверенным способом – через правильно организованные тендеры. Для этого, безусловно, нужно пройти еще один, не менее важный, "тендер" - политический, и попасть во власть. Об этом пишет Обозреватель. Далее приводим материал без комментариев и ремарок редакции.
Как показало расследование программы "Watchdogs", которая выходит на Прямом канале, именно такую схему удалось наладить некоторым депутатам от фракции "Слуга народа". Особенно сильно к сладким тендерам пристрастился мажоритарщик из Николаевской области Игорь Негулевский. Фирма, ранее принадлежавшая этому депутату и занимавшаяся поставками щебня, резкой и изготовлением декоративного камня, а иногда ямочным ремонтом, после его захода в парламент внезапно стала получать миллионные заказы на ремонты дорог. Но главное то, что никаких отремонтированных дорог николаевцы так и не увидели…
В одном из своих выступлений в феврале 2020 года Владимир Зеленский сказал воодушевляющие для многих слова: "Стартап под названием ямочный ремонт должен отойти в прошлое". Именно благодаря аварийному, или как его еще называют – ямочному ремонту, чиновники на местном уровне годами множили свои состояния. Потому что ямочный ремонт – это всегда бесконечный ремонт, который из года в год позволяет доить бюджетные средства.
Страшных и непроходимых дорог в Украине хватает везде, но Николаевская область в этом компоненте всегда среди "лидеров". Для местных жителей это, пожалуй, одна из наиболее болезненных проблем. Во время прошлогодней избирательной кампании в Верховную Раду предприниматель и будущий "Слуга народа" Игорь Негулевский, отвечая на запрос избирателей своего 130 округа, обещал, что главным своим заданием сделает именно ремонт инфраструктуры области. Он записывал видео прямо с разбитых дорог, критиковал депутатов и чиновников, называя их баранами и грозил "зробити їх ще раз".
Срочно бегите в супермаркет, пока не начались длительные отключения света: что нужно купить каждому украинцу
Новые правила бронирования от мобилизации: что изменится с 1 декабря
Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут
Украинцам выплатят по 4 500 гривен: кому посчастливится получить помощь
В своих видео-блогах Игорь Негулевский не был оригинален в предложениях по решению проблемы дорог. "Я считаю, что чтобы дойти до того, чтобы у нас были хорошие дороги - нужно банально просто не воровать" - его цитата. Как выяснилось в дальнейшем, считать и делать – не одно и тоже.
На одном из своих предвыборных видео Негулевский стоит посреди разбитой дороги и критикует работу управления инфраструктуры Николаевской ОГА.
"Мы находимся на трассе Баштанка - село Доброе и смотрим как в прошлом году у нас прекрасно сделали дорогу. Это делала инфраструктура ОГА. Те люди, которые довели область до такого состояния дорог", - говорит кандидат в депутаты.
Только вот сразу же выяснилось, что и сам Негулевский имеет прямое отношение именно к этой дороге и ее ремонту!
Итак, знакомьтесь, ООО "София Гранит", учредителем, а после избрания в парламент – конечным бенефициарным собственником которого и есть Игорь Негулевский. Именно эта компания была субподрядчиком ремонта конкретно этой дороги!
Получается, что кандидат в депутаты от "Слуги народа" критиковал ремонт, к которому сам имел отношение. Конечно, трудно подобрать цензурные слова, чтобы оценить такой "предвыборный" ход, но Негулевский и на этом не остановился.
После избрания Игоря Негулевского в парламент, компания "София Гранит" вдруг стала одним из фаворитов-подрядчиков строительства дорог на Николаевщине. Управление инфраструктуры Николаевской ОГА отдало этой фирме сразу 7 тендеров общей суммой почти 20 миллионов гривен на эксплутационное содержание дорог! Как видим из открытой базы данных YouControl, по сравнению с предыдущими годами "София Гранит" продемонстрировала поистине колоссальный рост количества и сумм заказов.
До сентября 2019 года компания занималась разве что поставками щебня и ямочным ремонтом. А с сентября и до сегодняшнего дня получает тендеров на сумму более 25 миллионов гривен. При этом растут не только суммы, но и уровень заказов – теперь услугами "София Гранит" пользуются не только сельские советы, но и областные.
К слову, Негулевский и в парламенте работает, что называется "по специальности" - он член комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и инфраструктуры, возглавляет подкомитет по вопросам автомобильного транспорта. Поэтому стремительный взлет "София Гранит" в сфере дорожного строительства не удивляет. Очевидно, у парламентария появилось достаточно дополнительных рычагов влияния, чтобы в родном регионе тендеры на ремонт дорог проходили так, как ему нужно. Мажоритарщику довольно легко построить прибыльный коррупционный бизнес с местными властями. Во-первых, государство выделяет ему деньги на округ. Во-вторых, при должной личной активности можно выбить реализацию того или иного инфраструктурного проекта в своем округе. Кроме того, депутат всегда может извлечь выгоду, продавив в верхах ту или иную интересную для местных князьков схему. В общем, стратегия win-win.
В транспортном комитете Рады вообще сложилась идеальная для коррупции атмосфера. Взять хотя бы его главу, списочника "Слуги Народа" Юрия Киселя – бывшего предпринимателя и совладельца строительной компании "Биант". Приход Киселя во власть – типичный пример кумовства, которых в парламенте во все времена было предостаточно.
Кроме того, Юрий Кисель – один из фигурантов первого громкого скандала в лагере "слуг" - так называемого "Криворожгейта". В сентябре 2019 года разговор Киселя и нескольких других депутатов "Слуги Народа" с местными полицейскими чинами попал на аудио-запись и произвел эффект разорвавшейся бомбы. Не прошло и нескольких месяцев после выборов, как депутаты уже смело прессовали правоохранителей на предмет участия в доле бизнеса по сбору металлолома, контроле действий полиции, демонстрировали заинтересованность в вопросе "Криворожстали", а также другим интересным с точки зрения коррупции темам.
Впрочем, вернемся к строительным "подвигам" Негулевского. Помимо самого факта подозрительного роста госзаказов, журналисты программы "Watchdogs" нашли много интересного и в тендерной документации, которую компания Негулевского прилагала к своим заявкам.
В частности, они показали документ, где компания утверждает, что согласно условиям тендерной документации не будет привлекать субподрядчиков. А из другого документа, где перечислен список работников "София Гранит", выясняется, что в компании работает всего 10 людей, включая директора и главного бухгалтера. Интересно, какими средствами и ресурсами эта компания могла бы сделать быстрый и качественный ремонт дорог?
Как утверждает эксперт по тендерным закупкам Ирина Руденко, раньше местная Служба автодорог объявляла тендер на эксплуатацию одним большим лотом, куда был включен и текущий ремонт, и ремонт обочин. В прошлом году впервые разделили на отдельные участки дорог и все лоты по эксплуатации выиграла "София Гранит", на сумму в 2, 8 млн гривен. При этом компания сама предоставила справку о том, что у нее нет собственной техники, только арендованая. Более того, исходя из данных открытых источников, "София Гранит" даже не предоставляла акты выполненных работ по предыдущим тендерам. Но рынок дорог Николаевщины им отдали и без этого.
Также журналисты продемонстрировали один из договоров, согласно которому оплата за услуги "София Гранит" должна поступить после предоставления акта выполненных работ, которые должны завершится до 31 марта 2020 года. При этом Служба автомобильных дорог в Николаевской области при общей сумме заказа в почти 20 млн гривен, за январь-февраль уже успела перечислить компании Негулевского 7 миллионов!
Не смотря на весь сюрреализм вышеописанного, главная часть дорожного кошмара еще впереди. Дело в том, что дороги Николаевской области, после ремонта компанией Негулевского вообще не изменились к лучшему. В чем может убедиться каждый, посмотрев это видео.
Очевидно, что никакие ямочные ремонты такой дороге не помогут. Ее нужно строить заново.
Особенно впечатляют кадры, где журналист стоит в яме буквально по колено.
В программе расследований такое состояние дорог назвали "марсианскими ландшафтами". Однако, у марсианских ландшафтов естественное происхождение. А происхождение ландшафта дорог Николаевской области – плод усилий местного "Укравтодора" и подрядчиков а ля компания "слуги народа" Негулевского "София Гранит".
Кстати, глава Служба автодорог Николаевщины Вячеслав Невеселый заявил журналистам, что работы, выполненные не по технологии аварийного ремонта приниматься не будут. "Каждой яме нужно придавать квадратную форму, не должно быть так, что просто "лепухи" сверху кинули и все".
Но судя по тому, как делает ремонт "София Гранит", именно "лепухами" и будут устелены кошмарные дороги Николаевской области. Пока там будут избирать таких, как Негулевский.