Об этом пишет Багнет.

Контрреформа

Активная часть общества дружно смеется над регулярными «зашкварами» новой власти. А власть тем временем тихо проводит решения, которые будут иметь значительно более серьезные последствия для страны, чем имитационная перепись населения или «ноу-хау» по расчетам за газ собаками элитных пород.

Так, 24 января Кабмин без лишней огласки принял постановление о внесении изменений к постановлению Кабмина от 3 сентября 2008 г. № 777 «О проведении конкурсного отбора руководителей субъектов хозяйствования государственного сектора экономики».

Этим постановлением был отменен конкурсный отбор руководителей на государственных предприятиях, в которых сформированы наблюдательные советы. Именно набсоветы теперь получают право утверждать руководителей.

Государство в лице чиновников получило практически неограниченное право кадровых назначений на «хлебные должности». Максимальный объем усилий, требующихся от топ-чиновника – изменить наблюдательный совет, если он не лоялен к министру. Дальше – «вопрос техники», и формально законное кадровое решение принято. Ни о каких профессиональных качествах назначенцев, ни о каком общественном контроле власть может больше не беспокоиться.

Популярные статьи сейчас

Мобилизацию в Украине усилят: ТЦК заставят работать эффективнее

Всех мужчин заставят установить "Резерв+": какие изменения ожидают мобилизацию

Украинцам разрешили не платить за коммунальные услуги: когда счета можно "заморозить"

Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование

Показать еще

Многолетние усилия общественности и отраслевых объединений перечеркнуты. Реформа корпоративного управления в госсекторе свернута одним практически непубличным решением.

Инициатор

Контрреформу инициировал министр инфраструктуры Владислав Криклий. Именно он внес на рассмотрение Кабмина проект решения об отмене конкурсов.

В пояснительных документах к проекту решения Правительства утверждается, что «реализация акта будет способствовать внедрению лучших мировых и европейских практик корпоративного управления предприятиями». В реальности – все с точностью до наоборот. Криклий возвращает практику непубличных назначений руководителей предприятий госсектора. И, тем самым, создает пространство для коррупции, теневых решений и неэффективной работы подконтрольных государству предприятий.

Также, среди «преимуществ» нового порядка Министерство инфраструктуры видит резкое повышение оперативности «решения вопроса о назначении руководителя в случае появления вакансии». Вот здесь – трудно не согласиться. Убрать одного руководителя и поставить на его место другого стало очень просто. Проще – некуда.

Почему именно Криклий стал провайдером контрреформы? Во-первых, этот чиновник – несамостоятелен. Поэтому, скорее всего, «партия сказала – надо», и министр не стал ставить под сомнение это «надо». Во-вторых, Криклий стремительно теряет позиции в подконтрольной отрасли. А новый порядок назначения руководителей госпредприятий формально дает ему шанс на усиление позиций. Министр уже, с переменным успехом, пытался «провести через конкурсы» лояльных к себе людей на должности в исполнительной власти и в госсекторе экономики. Теперь о конкурсах на госпредприятиях, казалось бы, можно не беспокоиться.

Вот только, есть большие сомнения, что Криклию «дадут порулить». Показательной была ситуация вокруг смены руководителя «Укрзализныци». Криклий активно способствовал увольнению предыдущего главы правления УЗ Кравцова. Но вот к назначению нового руководителя министра «не подпустили». И «Укрзализныцю» возглавил Желько Марчек, которого принято считать человеком, входящим в орбиту олигарха Виктора Пинчука.

Криклия кто-то попросту использовал. Как в продвижении политического решения, так и в конкретном случае со сменой руководителя «Укрзализныци».

Бенефициары

Лично Криклий вряд ли получит выгоду от инициированного им решения. Но вот высшая бюрократия как класс (к которому Криклий и принадлежит) может праздновать победу. Чиновники взяли впечатляющий реванш. Политика по модернизации управления предприятиями госсектора, которая с разным успехом проводилась с 2008 г., и которая начала давать результаты в последние несколько лет, свернута. Чиновники вернули себе «кормушки» и «потоки». Причем, даже на более выгодных условиях, чем раньше.

Вторая общественная группа, которая имеет основания для восторга, – политико-экономические группы. Проще говоря – олигархат. Экономическая база могущества олигархов – доступ к бюджету и влияние на государственные решения. Именно поэтому олигархи всеми силами «проталкивают» своих людей на госдолжности. А уже чиновники обеспечивают нужные кадровые и управленческие решения. Так вот, при новом порядке назначения, через некоторое время не останется ни одного ресурсного госпредприятия, которое не контролировалось бы тем или иным олигархом.

По хорошему, олигархи должны были бы «скинуться» и «выписать» Криклию премию, которая превосходила бы по размерам премии менеджеров «Нафтогаза». Министр инфраструктуры если и не открыл им «пещеру Аладдина», то уж точно обеспечил максимально комфортный доступ к «потокам».

Кстати, что еще важно для олигархата – после правительственного решения создаются условия для рейдерского захвата госпредприятий. Министерство инфраструктуры в пояснительных документах к инициативе Криклия дает прямое указание на «лазейку» для «самых честных судов». Дело в том, что ст. 11 Закона «Об управлении объектами государственной собственности» дает пространство для неоднозначных трактовок положения об исключительной компетенции наблюдательного совета госпредприятия назначения на должность и прекращения полномочий руководителя.

Следовательно, уже в ближайшей перспективе можно ожидать судебных решений, обязывающих наблюдательные советы уволить/восстановить/назначать того или иного руководителя госпредприятия.

Курс

Владислав Криклий очень любит «паркетные» мероприятия. Встречи, подписания деклараций, отчеты об «успехах». И неизменно на таких мероприятиях декларирует приверженность «курсу на Европу». Но на практике – инициирует решения, которые прямо противоречат европейской практике корпоративного управления предприятиями государственного сектора.

Также министр демонстрирует лояльность политике главы государства Владимира Зеленского. Который, напомним, в предвыборной программе обещал, что «основанием для назначения на должность являются ум, образование, талант и совесть, а не то, что вместе крестили детей». Контрреформа же Криклия создает тепличные условия именно для «крестных отцов».

Вопрос о том, почему Правительство поддержало неоднозначную инициативу Криклия, остается открытым. Возможно, дело в том, что министры попросту не стали разбираться в сути предложения коллеги. А, может, мы просто недооцениваем степень влияния политико-экономических групп на нынешний состав Кабмина.

В любом случае, министр инфраструктуры нанес достаточно серьезный удар по репутации Правительства, Премьера, Президента, предприятий госсектора и даже – Украины на международной арене. Ведь страна из года в год обещает партнерам модернизацию. Но всегда находится кто-то, кто обещает одно, а делает – совершенно другое…