Владимир Зеленский только недавно стал главой государства, а ему уже приходится разбираться с «коррупционными закладками», которые оставил ему по всей системе управления государством заботливый предшественник. Одна из таких «закладок» - это отлаженные «межведомственные» рейдерские схемы, в которых каждый из силовых органов «знает свое место». На примере одной из них рассказываем, как на самом деле управляется «глубинное государство», передает Багнет.
Инвестклимат ни к черту
Недавно глава Европейской бизнес-ассоциации Томаш Фиала заявил, что инвесторы негативно отнеслись к назначению юриста Коломойского Андрея Богдана главой Администрации Президента Владимира Зеленского. Однако Томашу и без подсказок хорошо известно, что ключевой проблемой инвестиционного климата в Украине на самом деле являются совсем другие одиозные юристы – продажные судьи, прокуроры, руководители полиции и Службы безопасности. Это они вместо выполнения своих прямых обязанностей по защите интересов страны, защищают исключительно интересы своего кошелька. Не менее важной проблемой является и полное отсутствие взаимного контроля: поговорка «рука руку моет» - наиболее точное определение для круговой поруки Нацпола, СБУ и ГПУ.
Генерал-майор СБУ, заместитель начальника главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, следователь СБУ Алексей Кошин, а также широко известный в узких кругах «смотрящий» Министерства юстиции Андрей Довбенко разработали одну из таких схем, по которым конвейер давления на бизнес работает неустанно день и ночь.
Суть схемы заключается в следующем. По представлению сбушника и его подчиненных СБУ возбуждает уголовные дела против предпринимателей по одной из самых тяжких (110-х) статей Уголовного кодекса (среди них, в частности, подрыв конституционного строя, государственная измена и т.д.), либо по статьям о “поддержке терроризма” (финансирование, создание организации, другое содействие террористам или стране-агрессору). Есть два способа “привлечь” бизнес по такой статье. Первый - непосредственно включить компанию в “левое” уголовное производство, уже открытое относительно других фигурантов. Делается это в процессе подачи ходатайства суду об обыске, аресте счетов или других процессуальных действиях. Мол, мы расследуем такое-то дело Х, дайте пожалуйста разрешение на доступ к имуществу, а лучше разрешите изъять всю технику и вообще заблокировать работу компании.
Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут
Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен
Гороскоп на 21 ноября для всех знаков Зодиака: время покончить с хламом в голове и делах пришло
Проработал 40 лет, а пенсия мизерная: в ПФУ обратилисб к украинцам, понравится не всем
Второй способ - “притянуть за уши” деятельность компании к террористической статье или к подрыву конституционных устоев. Простой, топорный, абсурдный, но реальный случай - когда обычная неуплата налогов именно так перешла в подведомственность СБУ: не платишь за управление государством - значит желаешь подрыва его устоев.
После получения такого или похожего разрешения от следственного судьи - на сцену выходят “боевые” подразделения во главе с такими бойцами как Алексей Кошин. Их задача - как можно жестче зайти на обыски, “откошмарив” предпринимателя до полусмерти. Задача подразделений Кошина в том, чтобы в конце “смены” предприниматель в буквальном смысле приполз на коленках в областное управление спецслужбы и умолял о том, что решить вопрос за финансовый гешефт.
Если же “оловянный солдатик” оказывается слишком “стойким” и отпирается всеми силами и средствами, то к реализации подключается известный в узких кругах “смотрящий” Министерства юстиции Андрей Довбенко. В его негласном подчинении находится широчайший инструментарий Минюста по “принуждению” бизнеса “к миру”. От единого реестра предпринимателей (в котором в ручном режиме могут меняться учредители, подделываться выписки, подчищаться история изменений) до целого департамента исполнения судебных решений с его “абонементами”, “блоками” и прочими инструментами как ускоренного, так и затягиваемого на годы исполнения многомиллионных решений по искам против бизнеса.
Андрей Довбенко
Роль Довбенко в “загоне” предпринимателей состоит преимущественно в том, чтобы как можно быстрее организовать исполнение решения об аресте счетов и активов “строптивцев”, а лучше всего - вообще побыстрее передать их в управление АРМА (Агентству по управлению арестованными активами), чтобы кратно увеличить размер чека за восстановление статус-кво.
Причина, из-за которой Кошин и Довбенко втроем чувствуют себя довольно безнаказанно, проста: они регулярно делятся добычей со своими покровителями - народным депутатом и куратором департамента расследования экономических преступлений Александром Грановским и экс-первым заместителем СБУ Павлом Демчиной. И если с Довбенко в целом все ясно (личный кошелек министра Павла Петренко оставил неизгладимый след в сети Интернет), то кто же такие сбушник и Кошин, нужно коротко напомнить.
Генерал за дело против журналиста
Одно из самых известных и, пожалуй, эталонных дел одиозного правоохранителя - отжим фермерских хозяйств в Черниговской области в интересах другого силовика - одиозного генерала Андрея Головача, который фигурировал в целом ряде уголовных дел. Скандал разгорелся прошлым летом - Головач “отжимал” бизнес у близкого окружения Юлии Тимошенко, цена вопроса составила несколько десятков миллионов долларов. И в качестве исполнителя нельзя было назначать “человека с улицы”. Он фигурировал в письмах трудового коллектива компаний, а затем грубо выдавил нужное решение из антирейдерской комиссии Минюста (которую “крышует” в том числе и упомянутый Довбенко) о том, что Головач - законный хозяин агрофирмы.
Также именно этот человек выполнял “почетное поручение” Администрации Президента Петра Порошенко и возбуждал уголовное производство против скандального журналиста и блоггера Александра Дубинского, который ведет программу “Гроші” на “1+1”. Об этом заявлял сам Дубинский. Дело было, естественно, надуманным. Но бывшему главе государства было очень важно показать своему идеологическому оппоненту Игорю Коломойскому, в чьих руках власть. По чисто случайному совпадению, через пару месяцев он получил из рук Порошенко новое звание и стал из полковника генерал-майором. Что ж, похоже, кейс Дубинского должен стать отправной точкой для изучения новым руководством СБУ деятельности его и всех его подчиненных.
Еще одна история про этого человека связана с тем, что он сам непосредственно был замешан в коррупционном скандале со взяткой следователю Генпрокуратуры Игорю Гришину. Гришин и он вместе расследовали дело скандального младоолигарха Сергея Курченко. В один прекрасный момент Гришина поймали с поличным на взятке в $20 тыс. Он указал, что это не его деньги. В ходе допроса в качестве свидетеля сбушник, не моргнув глазом, заявил, что эти деньги принадлежат его родителям и нужны им на дорогостоящие операции. А Гришину он передал их, чтобы тот купил лекарства его матери.
Алексей Кошин: яблоко от яблони недалеко упало
Что касается Алексея Кошина, то здесь вопросов не меньше. Сын бывшего нардепа от БЮТ по Ровенской области Сергея Кошина, который впоследствии возглавил Общество содействия обороне Украины, “с младых ногтей” был приучен к бюрократическим и, возможно, коррупционным процедурам. Поэтому когда в декларации его мамы, еще донедавна бывшей простой чиновницей в райсовете, появилась 134-метровая квартира в Киеве, ценные бумаги на миллион гривен, а также по 10 соток земли под Вышгородом и в Киево-Святошинском районе, а у папы добротный Volkswagen Touareg - коллеги по службе Алексея Кошина даже не удивились.
"Решать вопросы" сын наверняка учился у папы. Тот, будучи главой ТСОУ, нехитрым путем под предлогом "аудита" втихую отжал аэродром "Чайка" под Киевом. Едва ли от любви к полетам — это, как никак, 130 гектаров недешевой земли совсем рядом со столицей. Как руководитель ТСОУ, Кошин просто привел на аэродром группу своих людей якобы для оценки инвестиционного проекта. Оказалось, что эта оценка на самом деле — подготовка к банкротству, а с ней — и изъятие документов, и давление на сотрудников аэродрома. Законы для тебя не писаны, если твой сын — замначальника управления Главного управления Службы безопасности Украины. К тому же, награжденный медальювсе от того же президента Порошенко.
Сергей Кошин
Хотя Алексей явно начинал практиковаться на делах помельче. Отметим, что уже будучи сотрудником СБУ, он оставался помощник народного депутата от "Народного фронта" Валерия Бабенко. Того самого, который еще в свою бытность депутатом от БЮТ и папиным коллегой, избил сотрудника ГАИ. Тот просто просил переставить неправильно припаркованную машину, а закончил - в больнице с закрытой черепно-мозговой травмой.
Ныне же Кошин-младший, получив достойную практику, крышует разнообразные рейдерские атаки, становясь на сторону того, кто предложит больше. Особняк в Петровцах ведь сам себя не построит.
Как они все познакомились
Основой формирования организованной преступной группировки в составе сбушника, Алексея Кошина и Андрея Довбенко стал прошлый опыт работы Довбенко по рейдерским заказам Александра Грановского. В 2013 году его патрон Сергей Курченко познакомил Довбенко с Александром Грановским, который в то время проводил интересную операцию по “отжиму” ТЦ “Скай Молл” у эстонского инвестора.
Александр Грановский
После успешной реализации этого проекта Довбенко плотно вошел в круг общения Грановского и после победы Революции достоинства был делегирован в Министерство юстиции в качестве “смотрящего”. На официальную должность его бы не взяли - слишком “фонил” опыт работы на Курченко, за что над ним нависали еще и перспективы уголовных дел. Однако успешно расставил своих людей на “жирные” должности: Департамент госрегистрации и нотариата возглавил младший партнер Довбенко по юрфирме N&D Сергей Бенедисюк, а заместителем министра по вопросам госрегистрации стал его коллега по Ernst & Young Павел Мороз. Отдел принудительного исполнения решений исполнительного департамента министерства возглавил давний знакомый Довбенко Сергей Крайчинский.
Павел Мороз
В последние несколько лет в плотный круг общения Довбенко и Грановского вошел и вернувшийся в Украину любитель поохотиться за проблемными активами Павел Фукс. Он тут же оценил таланты Довбенко и схему, которую тот стал предлагать “в пакете” с услугами правоохранителя и Алексея Кошина. В результате за последний год организованная группировка лишь нарастила обороты. При новой же власти Фукс должен стать коммуникатором преступной спайки с Игорем Коломойским.
И это будет большой вызов для команды нового президента Владимира Зеленского - оставить эту группу лиц зарабатывать на ухудшении инвестиционного климата в стране или провести показательные расследования и посадки, чтобы такое отношение к предпринимателям на самом деле кануло в Лету.