Люди любят красивые легенды. Вот буквально уже на днях мы будет отмечать праздник, построенный именно на одной легенде – День святого Валентина. Вряд ли кто-то точно вам скажет, что это был за такой Валентин и как конкретно он связан с влюбленностью. Вроде как, был такой священник, который кого-то там венчал или не венчал, темна история. Пришла пора покончить с этой неопределенностью. Давайте же узнаем настоящую историю святого Валентина.
Больше одного
И сразу сообщим вам ключевую новость. Валентинов было несколько. Как минимум, двое. В Мартирологе, списке признанных христианских святых, есть упоминания о некоем Валентине из Рима, который по каким-то причинам был обезглавлен в 269 году. И там же можно найти информацию о Валентине Интерамнском, который также был казнен где-то в III веке н.э. за то, что своими проповедями обратил в христианство сына градоначальника города Терни. Его мощи до сих пор там хранятся. Так что какое-никакое доказательство реальности хотя бы одного Валентина у нас есть.
Доподлинно неизвестно, почему Мартиролог упоминает этих Валентинов, как двух разных людей с очень схожей судьбой. Возможно, это был один человек, а может и гораздо больше. Исторические источники о житии многих святых вообще фрагментарны и недостоверны. Город Терни (он же Интерамн) находится в ста километрах от Рима, так что один и тот же Валентин теоретически мог проповедовать и там, и там.
Но самое интересное то, что в связи с праздником 14 февраля в католических источниках упоминается не Валентин из Рима и не Валентин из Терни, а некто третий. Валентин из Африки. Под Африкой в данном случае следует понимать не весь континент, а римскую провинцию, приблизительно на территории современных Туниса и Ливии.
Таким образом, претендентов на звание того самого святого Валентина у нас получается как минимум трое. И все трое никак, на первый взгляд, не связаны с любовью, романтикой и какими-то амурными отношениями. Они были, в первую очередь, мученики. Откуда же взялась в этой истории любовь?
Золотая легенда
Ранние сведения о христианских святых никогда не был надежным источником, они скупы и противоречивы. Поэтому средневековые богословы часто расширяли истории о святых, внося в них что-то свое. И, само собой, они ни перед кем не отчитывались и не сообщали, откуда берут сведения.
Около 1260 года в Европе появилась книга монаха-доминиканца Иакова Ворагинского под названием «Золотая легенда». Говорят, что в последующие века она была второй по популярности после Библии. Именно из этого сборника историй о святых мы и черпаем детальные сведения. Вот только нам не известно, имел ли Иаков какие-то свои источники информации, пользовался недошедшими до нас книгами, устными пересказами или попросту фантазировал.
Именно из «Золотой легенды», например, мы знаем о святом Патрике, изгнавшем из Ирландии змей. Святой Георгий и его победа над Змеем, Мария Магдалина, как блудница, история Животворящего креста и даже житие Богородицы – все это впервые появилось именно в «Золотой легенде».
И именно там содержится история о некоем священнике Валентине, который жил во времена императора Клавдия II. Император тогда запретил солдатам жениться, чтобы они не отвлекались от службы Риму на всякие глупости. И якобы этот Валентин втайне венчал солдат с их невестами. И за это был казнен.
Уже после выхода «Золотой легенды», ближе к XIV веку, история эта начала обрастать новыми подробностями. Как это часто бывает с легендами и сказками, появились дополнительные персонажи. Такие, как, например, слепая дочь тюремщика, которая прочла прощальное письмо Валентина и прозрела. Потом, в устных пересказах, сам святой стал возлюбленным этой девушки, которой он в письме признавался в любви. Написал, так сказать, первую в истории валентинку.
Другая версия гласит, что Валентин был не священником, а римским патрицием, тайным христианином, благословлявшим своих слуг на христианский брак. В этой версии, когда стража «накрыла» подпольное богослужение, Валентин обменял жизнь слуг на свою. И всем им разослал перед смертью письма в форме сердечек. И от этих писем слепые прозревали, а женщины становились красавицами.
Никакие серьезные источники такую информацию не подтверждают. Да и не могут подтверждать. Собственно, даже католическая церковь в 1969 году исключила 14 февраля из списка обязательных для литургического почитания праздников. Так как никаких серьезных доказательств легенде не было, и нет. Хотя, в целом, почитать Валентина не возбраняется, если у кого-то есть желание.
Кстати, православная церковь подошла к этому вопросу с другой стороны. Там дни двух разных Валентинов, Римского и Интерамнского, праздную в две разные даты. И даже не в феврале, а 6 и 30 июля.
Финальную роль в становлении праздника 14 февраля, как Дня влюбленных, сыграл английский поэт Джефри Чосер, который в своей поэме «Птичий парламент» упомянул, что именно в этот день птицы находят себе пары. Но это просто поэтический прием, не больше.
Языческие корни
Откуда же взялась сама дата 14 февраля, если нам не просто не известна дата казни Валентина, но и его точная личность и история? Тут все достаточно просто.
В 494 году римский папа Геласий I развернул кампания по борьбе с языческими пережитками. Одним из таких пережитков был праздник Луперкалий, отмечавшийся в Риме 15 февраля. Это был праздник плодородия и «лихорадочной любви», который сопровождался разнообразными сексуальными ритуалами.
В Украине меняют "замороженные" тарифы: какие услуги подорожали больше остальных, есть и 60% роста
Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите
Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам
Украинцев предупредили о трех месяцах без пенсии: у кого будут проблемы с ПФУ
Само собой, христианская церковь озаботилась моральным обликом молодежи. И решила, что языческий праздник надо заменить на какой-то близкий по духу. Так и появился День святого Валентина, только теперь посвященный не лихорадочной языческой любви, а смиренной, христианской и романтичной.
Впрочем, в XXI веке День влюбленных давно уже носит сугубо светский характер. И ничего плохого в том, чтобы в этот день взять и порадовать как-то тех, кого вы любите, нет. Главное, чтобы это было искренне. С этим любой святой бы согласился.