Оголенное тело вызывало неподдельный интерес на протяжении практически всей истории человечества. И если в античном мире к обнаженке относились вполне благожелательно, то вместе с мировой христианизацией и исламизацией это стало и вовсе запретной темой. Женщина начала считать «сосудом греха», да и мужчинам церковные каноны советовали не очень-то и оголяться.
Поэтому, когда 9 февраля 1893 года танцовщица парижского кабаре «Мулен Руж» по имени Мона в процессе танца сбросила с себя всю одежду и осталась в чем мать родила, это вызвало возмущение чопорной публики. Женщина разделась, немыслимо. Именно эту дату принято считать днем рождения такого явления, как стриптиз. Но обо всем по порядку.
Двигайся, как египтяне
Первый древний танец, которые можно назвать предком стриптиза, появился в Египте и назывался «танец осы». Назывался он потому, что танцовщица постепенно скидывала с себя одежду так, как будто ей под нее залетела оса, и она не может это насекомое вытряхнуть.
Надо сказать, что и сейчас многие заведения и танцоры с танцовщицами зарабатывают тем, что демонстрируют «тот самый танец осы». Тут можно их слегка разочаровать, ведь сам танец нам неизвестен, только его основной принцип и очень общее описание. Видеокамер, как можно догадаться, в Древнем Египте не было.
Само собой, свой вклад в искусство оголения внесли и греки с римлянами. В Коринфе существовала целая школа, обучавшая науке откровенного танца. Ведь каждая гетера, предоставлявшая секс-услуги высшим слоям древнегреческого общества была обязана уметь развлекать по-всякому, в том числе и танцами, и игре на кифаре.
Имели такие танцы и ритуальную подоплеку. Во время разнообразных праздников плодородия и весны, которые сопровождались достаточно разгульными вечеринками, жрицам Афродиты в Греции и Венеры в Риме отводилась центральная роль. В том числе, они должны были организовать и ритуальные танцы, которые, естественно, вели к постепенном обнажению. А иногда и к оргии. Правда в Риме уже во времена поздней Республики оргии оказались под запретом, но танцы остались.
Новое рождение
Христианизация Европы положила конец всем этим языческим мерзостям. Новая мораль говорила о том, что красивого тела стоит стесняться, чтобы не множить грех и не возбуждать в окружающих непристойные желания. И даже Эпоха Просвещения тут мало что изменила.
Конечно, в уже к XVIII веку в разных кабаках и прочих увеселительных заведениях и танцевали, и оголялись, и много чем занимались. Исключительно за закрытыми дверями. И говорить об этом было не принято. Именно поэтому выступление танцовщицы Моны в 1893 году так всколыхнуло общественность. После того, как власти Парижа решили оштрафовать ее на 100 франков за «аморалку», у нее нашлось немало защитников, которые вышли на акцию протеста.
Суть недовольства парижан сводилась к тому, что посещать публичные дома и смотреть на танцовщиц канкана, но возмущаться голым телом на сцене – это банальное ханжество. К тому времени, кстати, сами танцовщицы уже давно стали неотъемлемой частью культурной жизни Парижа. Их периодически изображал на своих картинах Анри де Тулуз-Лотрек, многие из них, такие как знаменитая Ла Гулю, позировали художникам и фотографам. Еще одна звезда канкана, Жанна Авриль, водила дружбу с Ренуаром, Гюисмансом и другими представителями богемы.
Парижскую моду постепенно перенимали другие города Европы, и стриптиз начал свое победоносное шествие по земному шару.
На голубом экране
Новый виток развития стриптиз получил в середине ХХ века, когда кинематограф стал по-настоящему массовым. В 1943 году на экраны вышел фильм «Леди из бурлеска», в котором главную роль сыграла известная танцовщица Барбара Стэнвик.
А спустя три года вышла лента, которую принято считать одной из жемчужин «золотой эпохи» Голливуда – «Гильда». Главную роль сыграла звезда кино 40-х Рита Хейворт. Танцы не были основной темой сюжета «Гильды», это была все-таки в первую очередь нуарная детективная мелодрама. Но сюжет так или иначе крутился вокруг баров, ресторанов, кабаре и казино. А сама Рита Хейворт, как нетрудно догадаться, играла танцовщицу.
Все последующие годы, мировой кинематограф уверенно катился, как сказали бы в Средневековье, в пучину разврата и бездуховности. В 1965 году зрителей немного шокировала достаточно откровенная сцена стриптиза в фильме «Вива, Мария!». Исполняли его, между и прочим, Брижит Бордо и Жанна Моро.
Мобилизацию уравняли для всех: украинцам объявили вердикт по экономическому бронированию
Плюс 2361 грн на карту ежемесячно: кто из пенсионеров в 2025 году получит солидный бонус
Заплатят все, но один раз: почему украинцам начали присылать дополнительные квитанции на газ
Доллары с "заначки" могут разочаровать: начали действовать новые правила обмена валюты
Апофеозом всего этого стал знаменитый эротический триллер «Девять с половиной недель» (1986), в котором Ким Бесингер исполнила свой стриптиз под ставшую классической песню Джо Кокера "You Can Leave Your Hat On". Другими столпами уcловного «стриптиз-жанра» в кинематографе стали «Шоугелз» (1995) Пола Верховена и «Стриптиз» (1996) с неподражаемой Деми Мур.
Взгляд в будущее
Пережив пик своей популярности в 80-е и 90-е, сейчас тема стриптиза переживает явно не лучшие времена. Во-первых, постепенно человечество приходит к выводу, что в большинстве случае стриптиз – это достаточно пошло и безвкусно. Уже не модно демонстрировать свой статус и уровень заработка, попивая коктейли в окружении танцующих девиц или парней.
А во-вторых, существование интернета постепенно поставило крест на запретности оголенного тела. Кому интересно куда-то идти, чтобы посмотреть на обнаженку, если это можно сделать, не вставая с дивана?
Но для настоящих ценителей стриптиза есть и хорошие новости. Этот танец не умирает, а просто развивается в других направлениях. Например, как спортивный танец. Многие танцовщицы залазят на шест не ради чужого удовольствия, а развивая собственное тело, как акробаты. Да и из мира искусства стриптиз никуда не денется.