31 июля 1944 года с аэродрома Борго на острове Корсика вылетел французский разведывательный самолёт "Локхид P-38 Лайтнинг". В задачу полёта входило проведение аэрофотосъёмки в районе Альп, между Греноблем и Лионом.
Самолёт не вернулся в расчётное время на аэродром и был занесён в список потерь союзников. Таких безвестных потерь в годы Второй мировой войны было бессчётное количество. Но судьба именно этого самолёта волновала исследователей.
Ведь пилотом самолёта был Антуан де Сент-Экзюпери — знаменитый французский писатель, автор "Маленького принца".
Малоизвестный факт, профессиональным лётчиком Антуан де Сент-Экзюпери стал раньше, чем известным литератором. И даже тогда, когда литературная слава позволяла отказаться от опасной профессии, писатель этого не сделал. Отказаться от неба для него было всё равно, что отказаться от матери, от самого себя.
Какова будет максимальная пенсия в 2025 году: ожидать ли украинцам повышения выплат
Россия может нанести мощный удар по Украине 20 ноября: посольство США предостерегло всех
Плюс 2361 грн на карту ежемесячно: кто из пенсионеров в 2025 году получит солидный бонус
Украинцам приготовили новые выплаты: кто будет получать 4500 грн ежемесячно
Он всё время ходил по лезвию ножа. После первой авиакатастрофы, случившейся ещё в 1923 году, лётчика Экзюпери комиссовали из армии. Но спустя три года он поднялся в небо как гражданский пилот.
1932 год — Антуан де Сент-Экзюпери едва не гибнет при испытаниях гидроплана, в последний момент выбравшись из тонущей машины. 1935 год — его, потерпевшего крушение в Ливийской пустыне во время перелёта Париж — Сайгон, подобрали и спасли бедуины. 1938 год — Экзюпери получает тяжёлые травмы при аварии в Гватемале, во время перелёта Нью-Йорк — Огненная Земля.
У Франции тысячи пилотов и только один Сент-Экзюпери
С началом Второй мировой войны писатель рвётся в действующую армию. "Антуан, тебе уже 39 лет, у Франции тысячи пилотов и только один Сент-Экзюпери, не рискуй собой", — уговаривают его друзья, но всё напрасно. Он становится пилотом самолёта-разведчика и регулярно вылетает на задания, за успешное выполнение которых получает Военный крест Французской Республики.
После поражения Франции Сент-Экзюпери уезжает в США, где, к облегчению друзей, возвращается к литературной деятельности.
Однако уже в 1943 году он вступает в движение "Сражающаяся Франция" и добивается зачисления в боевую часть ВВС в качестве лётчика-разведчика.
Сам Сент-Экзюпери в письмах признавался, что самый старший из его сослуживцев младше него на шесть лет. Несмотря на это, он настаивал на своём праве вылетать на задания.
В мае 1944 года майор Антуан де Сент-Экзюпери буквально вырывает у командования разрешение на пять разведывательных полетов. Исчерпав лимит, снова настаивает, и ему снова идут навстречу — ещё три полёта.
Сент-Экзюпери уже было сложно справляться со скоростной техникой. Это знал он, это знали те, кто служил с ним. И тем не менее, он получил разрешение ещё на один полёт, который был назначен на 31 июля 1944 года.
В 8:45 самолёт взлетел с аэродрома, чтобы уже никогда не вернуться.
Версии
За несколько десятилетий неизвестности была выдвинута масса версий о том, что произошло. Рассказывали, что якобы Сент-Экзюпери видели в плену у хорватских усташей, где его расстреляли после пыток. Кто-то сообщал о том, что Сент-Экзюпери видели живым то ли в Южной Америке, то ли на островах в Тихом океане. Другие утверждали, что впавший в депрессию лётчик покончил с собой.
Наиболее вероятными представлялись две версии — самолёт Сент-Экзюпери потерпел катастрофу в Альпах либо был сбит немецкими лётчиками. Однако найти какие-либо доказательства не удавалось.
7 сентября 1998 рыбацкое судно "Горизонт" вело лов рыбы в Средиземном море, неподалёку от Марселя. Рыбаки разбирали очередной трал, когда в пучке тины что-то блеснуло. Капитан судна Жан-Клод Бьянко увидел, что это цепочка-браслет, на котором была сделана надпись "Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) — c/o Reynal and Hitchcock Inc. — 386 4th Ave N.Y. City — USA". Консуэло звали жену писателя, а указанный на браслете адрес — это его место жительства в Нью-Йорке.
Профессиональный ныряльщик и водолаз Люк Ванрель в 2000 году сообщил, что вовремя одного из погружений видел на дне самолёт в районе, где обнаружили браслет.
Власти Франции немедленно запретили ведение поисковых работ в данном районе. Официальное разрешение на их проведение было получено осенью 2003 года. Одним из поднятых фрагментов самолёта оказалась часть пилотской кабины с серийным номером самолёта: 2734-L. Проверка в военных архивах показала, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолёту "Локхид P-38 Лайтнинг" которым управлял Сент-Экзюпери.
Исследователи не нашли в самолёте останков Сент-Экзюпери — слишком много времени прошло с момента его гибели. Браслет — это всё, что осталось от писателя.
Но если в вопросе, где погиб автор "Маленького принца", наступила ясность, то обстоятельства происшедшего по-прежнему были покрыты туманом.
В 2008 году исследователи, продолжавшие искать разгадку последней тайны писателя, на основании архивных данных составили список немецких пилотов, осуществлявших боевые вылеты 31 июля в районе, близком к месту гибели самолёта Сент-Экзюпери.
Когда поисковики дозвонились до 88-летнего Хорста Риппера и только произнесли имя писателя, немецкий ветеран лаконично ответил: "Вы можете не искать дальше. Его сбил я".
По словам Риппера, 31 июля 1944 года на "Мессершмитте-109" он вылетел с немецкого аэродрома в районе Марселя. Над морем он обнаружил самолет с французскими опознавательными знаками, который Риппер принял решение атаковать. Немецкий летчик видел, как сбитый им противник рухнул в море.
Однако в немецкие отчеты о сбитых самолетах противника эта победа не вошла, поскольку иных свидетельств уничтожения "Локхид P-38 Лайтнинг", кроме слов Риппера, не было.
Тем же вечером из радиоперехватов переговоров союзников немцы узнали об исчезновении Антуана де Сент-Экзюпери. Риппер понял, кого именно он сбил.
Для немецкого пилота это была личная трагедия — он знал и любил произведения писателя. "В годы моей молодости все читали и обожали его книги. Если бы я знал, что это он — я бы не стрелял", — рассказал Риппер исследователям.
Немецкий летчик признавался, что сам до конца не верит в то, что сбил самолет французского писателя. Однако анализ архивных данных показал, что в данном районе 31 июля 1944 года мог находиться только "Локхид P-38 Лайтнинг" — тот, который пилотировал Антуан де Сент-Экзюпери.
Впрочем, для людей, верящих в чудо, слова немца не имеют значения. Ведь в кабине самолета на дне Средиземного моря останков писателя не нашли. Значит, он не погиб, а просто исчез. Улетел, чтобы когда-нибудь снова вернуться на планету людей вместе с Маленьким принцем.
Как сообщал портал "Знай.uа", Фридрих Ницше – немецкий философ, о котором слышал, пожалуй, каждый. Мы решили написать для вас самые интересные факты из его жизни.