Из морских катастроф ХХ века чаще всего вспоминают пресловутый «Титаник», а иногда прибавляют и гибель его брата «Британика». Но это далеко не самые страшные морские крушения в истории, хотя тоже, конечно, трагичные.

18 августа 2017 года на дне Тихого океана были обнаружены обломки крейсера «Индианаполис», торпедированного японской подлодкой летом 1945 года. Точное местоположение обломков не известно, военная тайна. Но сам по себе случай с «Индианаполисом» очень необычный. Об этой и других морских катастрофах сегодня и поговорим.

«Индианаполис» (США) - 30 июля 1945 года, 883 погибших



Гибель тяжелого крейсера «Индианаполис» стала самой масштабной по количеству жертв в истории Военно-морского флота США. К середине лета 1945 года Германия уже капитулировала, а вот Япония продолжала боевые действия в Тихом океане. Хотя масштаб этих боевых действий был, конечно, намного скромнее, чем раньше.

Крейсер «Индианаполис» выполнял особо важное задание – доставку деталей для ядерной бомбы. Обстановка в секторе была относительно спокойной, и ничего не предвещало беды. Поэтому, когда японская подводная лодка под командованием Мотицуры Хасимото внезапно торпедировала крейсер, ему никто не пришел на помощь. Хотя команда «Индианаполиса» посылала сигналы о бедствии, которые были приняты сразу на трех станциях. Но американские военные позволили себе расслабиться. Командир первой станции был в стельку пьян, второй – слишком занят, а третий принял сигнал за японский обманный маневр.

В результате 300 человек затонули вместе с крейсером, а еще 800 два дня провели в открытом океане. Из этих 800 моряков спасти удалось только 321 человека, остальные, к моменту прибытия спасателей, умерли от переохлаждения, обезвоживания и нападений акул.

Капитан «Индианаполиса» выжил, и его пытались сделать «козлом отпущения», отдав под суд. Но в итоге обвинения с него сняли, так как избежать торпедирования он не мог, а в том, что спасли моряков слишком поздно, его вины не было.

«Гойя» (Германия) – 4 апреля 1945 года, 6900 погибших



Крупнейшая катастрофа на воде за весь ХХ век. Немецкое военное судно «Гойя» стояло в Данциге, ожидая погрузки военных и беженцев. В основном это были гражданские и раненые, которых немцы пытались увезти с линии фронта. Все это время бухту, где стояло судно, обстреливала советская артиллерия. Один снаряд даже немного повредил корабль, но не критично.

4 апреля 1945 года «Гойя» вышел в открытое море в сопровождении двух тральщиков и отправился сначала в Свинемюнде, а потом сменил маршрут на Копенгаген. Но на выходе из Данцигской бухты его уже поджидала советская субмарина Л-3. Сначала казалось, что «Гойю» не догнать, но в итоге подлодка всплыла на поверхность и на всех парах приблизилась к судну. Через семь минут все было кончено.

Корабль затонул очень быстро, потому что не проектировался как гражданский, для перевозки такого большого количества людей, а соответственно, не имел внутренних перегородок между некоторыми отсеками. Спасти удалось всего около 200 человек, а почти 7 тысяч погибло.

«Дзюнъё-мару» и «Тояма-мару» (Япония) – 18 марта и 28 июня 1944 года, 11 220 погибших



Два японских судна, которые относились к «кораблям ада», которые перевозили военнопленных и рабочих, захваченных японцами на оккупированных территориях. «Корабли ада» специальных обозначений не имели и выдавались за суда торгового флота. Но их все равно топили.

В случае с «Дзюнъё-мару», например, на борту находились 377 голландских, 64 британских и австралийских, 8 американских военнопленных, а также 4200 яванцев. Этот корабль пустила ко дну британская субмарина Tradewind, и почти все пленники погибли. Может показаться странным, что британцы фактически убивали своих же. Но есть один нюанс. Большая часть военнопленных и рабочих все равно не выживали в японских трудовых лагерях и на строительстве железных дорог. 723 пленника японцы спасли, но после этого незамедлительно отправили строить железную дорогу на Суматре.

«Кап Аркона» (Германия) – 3 мая 1945 года, 5594 погибших



Один из самых страшных эпизодов Второй мировой войны. Когда весной 1945 года стало понятно, что война проиграна, Генрих Гиммлер приказал уничтожить всех узников концлагерей. В рамках выполнения этого приказа 2 мая 1945 г. на лайнер «Кап Аркона» и три других корабля, которые стояли в гавани Любека, доставили около 2 тысяч узников. Но оказалось, что корабли принять их не могут, так как на борту уже находятся 11 тысяч, в основном евреи. Когда баржи с узниками начали возвращаться на берег, немцы открыли по ним огонь из пулеметов.

В это же время в небе показались британские бомбардировщики, которые начали поливать корабли в гавани напалмом, кидать бомбы и расстреливать из пулеметов все, что движется. В результате узники концлагерей оказались между двух огней. На берегу оставались немцы, а с неба корабли расстреливали британцы. Когда «Кап Аркона» загорелся, немецкие надзиратели поспешили покинуть судно, а вот узников заперли внутри.

Спастись удалось одному из немецких кораблей, который ранее отправился с 1998 узниками в соседний Нойштадт. А вот на оставшихся кораблях выжили единицы. До сих пор неизвестно, что стало причиной стрельбы британцев по людям в полосатых тюремных робах. То ли в пылу сражения они не заметили, по кому ведут огонь, то ли просто постарались выполнить приказ, несмотря ни на что.

"Донья Пас" (Филлипины) – 20 декабря 1987 года, 4386 погибших

Популярные статьи сейчас

ПриватБанк предупредил украинцев о важном обновлении: что изменилось

Астролог увидел в мае "беду" для Украины

Деньги на детей: в Украине увеличилась сумма пособия родителям новорожденного ребенка

Украинцам выдают 3600 грн в месяц: выплата временная, стоит торопиться

Показать еще



Крушение филиппинского пассажирского судна «Донья Пас» считается крупнейшей морской катастрофой мирного времени. Этот паром перевозил пассажиров по маршруту Манила — Катбалоган — Таклобан и обратно. 20 декабря 1987 года он вышел из Таклобана, но в Манилу уже не вернулся, столкнувшись по пути с танкером «Вектор».

В результате спасение пассажиров и экипажа было затруднено тем, что вокруг на поверхности воды разлилось горящее топливо, так что спастись вплавь было невозможно. Кроме того, в Табласском проливе полно акул. Выжило всего 26 человек, из которых 24 были пассажирами с «Донья Пас», а двое – членами экипажа «Вектора».