Ни для кого не секрет, что политики и политические партии в своей жажде власти не брезгуют услугами так называемых политических технологов – специалистов, знающих способы и методы, как добиваться нужного количества голосов «за». У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, кто-то благодаря им становится депутатом или президентом, а кто-то обменивает свой голос на деньги, власть, влияние, славу и т.д. Сегодня мы поговорим о людях, которых называют кукловодами или «серыми кардиналами», ибо они это делают быстро, эффективно и профессионально, но почти всегда втайне от нас, простых избирателей. Как втайне и от нашего понимания происходящего на выборах и в политике в целом. Попытаемся немного приоткрыть завесу над этой теневой сферой.
Итак, все, кто читает новости (а таких в нашей стране сейчас большинство) обратили внимание на явный постоянный рост рейтинга одной политической силы, а именно «Батькивщины» и ее лидера Юлии Тимошенко. Явная активизация этого процесса пришлась на начало 2017 года. Именно в этот период начинает меняться характер так называемой «полевой» работы – «Батькивщина» начинает строить эффективные агитационные структуры, которых доселе никогда не было. Именно они и обеспечивают постоянный рост рейтинга этой политической силы и ее лидера на местных выборах. И именно этот период характеризуется приходом в избирательный штаб «Батькивщины» наших «героев».
В 2014 году на внеочередных парламентских выборах «Батькивщина» получила поддержку 5,68% избирателей. Начиная с начала прошлого года рейтинг поддержки на местных выборах, которые проходили во всех регионах Украины постоянно рос – сначала до 20%, а за год – до 35%, которые партия «Батькивщина» получила на апрельских выборах в объединённые территориальные громады, намного оставив позади всех конкурентов. Рост реального рейтинга (выборы лучше любой социологии) очевиден. Все попытки власти противостоять этому процессу оказались обречены на провал. На выборах 29 апреля 2018 г. главная задача власти состояла в резком обрушении рейтинга Тимошенко (известно, что ЦВК были выбраны 40 громад из более 300 запланированных, где позиции «Батькивщины» были, мягко говоря, провальными). Однако, результаты оказались более чем красноречивыми. И явно не в пользу БПП и Президента. «Батькивщина» опять оказалась намного впереди всех, как не старались перекрутить статистику «говорящие головы» власти и подконтрольные СМИ.
Кто же стоит за всем этим? Деятельность этих людей сугубо конфиденциальна и максимально скрыта. Но, как нам удалось узнать, практически во всех областях Украины работали специалисты в области политических технологий, которых раньше связывали с ныне покойным Юрием Левенцом, гуру современного украинского политического консультирования. Мозгом этой структуры является некий Владислав Ковалевский. Именно его можно было встретить на презентациях, переговорах и штабных учениях в Одессе, Львове, Хмельницком, а также практически во всех регионах Украины на последних местных выборах в апреле. Сейчас же именно он проводит отбор наиболее эффективных политических технологов со всей Украины для Тимошенко на основе Института политических и этнонациональных исследований имени Кураса, Ассоциации профессиональных политических консультантов, Ассоциации политической науки и многих других специализированных политконсалтинговых организаций, о чем последнее время говорит весь этот узкий рынок. Этот «продавец имиджей» известен в узких кругах как «правая рука» Левенца, ранее отвечающий за аналитику и разработку стратегий. К сожалению, в открытых источниках информацию о нем нам практически не удалось найти, кроме того, что Ковалевский кандидат политических наук, официально работает в Институте политических и этнонациональных исследований имени Кураса Национальной академии наук Украины, работал в политике и науке под руководством Левенца. И, судя по всему, возглавил его структуру после 2013 года, когда эта команда ушла от Сергей Лёвочкина, бывшего в то время главой Администрации Президента. Кстати, в этой же структуре работают и другие сотрудники Института политических исследований, активно работающие в регионах на последних выборах – Виктор Котигоренко, Виктор Войналович, Юрий Полищук и многие другие.
В конце 2016 – начале 2017 г. эта команда возвращается на Киев. До этого они активно работали тут на выборах Виталия Кличко, а до него готовили к мэрству Александра Попова. По слухам, в 2014 году вся мощная структура обеспечивала победу Петру Порошенко на президентских выборах. Как удалось узнать, в результате внутрипартийных интриг и работы группы Ковалевского в конце 2016 года главой избирательного штаба от «Батькивщины» по Киеву стала до этого никому не известная Влада Молчанова (корпорация «Столица»), которую активно продвигает народный депутат Валерий Дубиль. Тогда от имени «Батькивщины» эта группа окучивала киевлян массовыми политически опросами на улице и по телефону. Сегодня, по информации из штаба Тимошенко, Валерий Дубиль возглавляет «полевую» работу по всей стране (непосредственную работу с избирателем), а Владислав Ковалевский и его команда являются «полевыми» консультантами Тимошенко и Дубиля. Интересно, что уже весной 2017 года эта группа ушла из Киева, как говорят, не сойдясь с Молчановой в запрашиваемом ценнике. Возможно, именно это и позволило им сосредоточиться на работе на Тимошенко на местных выборах на протяжении последнего года.
Зміни в правилах обміну валюти: заначка може перетворитися на розчарування
Пенсіонери ВПО можуть отримати солідну надбавку: що для цього потрібно
"Бусифікацію" обіцяють викорінити: ТЦК застосують новий підхід до мобілізації
Нові правила бронювання від мобілізації: що зміниться з 1 грудня
Как известно, политтехнологам, как и юристам, всё равно с кем работать. Главное результат. Однако, как удалось узнать, группа Левенца-Ковалевского отказалась работать не только с отдельными киевскими бизнесменами, но и известными политическими брендами – Опозиционным блоком, БПП, Радикальной и Аграрной партией. Хотя отдельные представители команды, которых объединяет схожий стиль работы и эффективность, проявляются в штабах всех парламентских партий. Некоторые эксперты считают, что сейчас группа ориентируется на западных партнеров (США, Европа?), где имела успешные проекты, поэтому и может позволить себе отказ от наших, но часто не вполне проукраинских «денежных мешков».
И напоследок – как же они достигают таких результатов? Из того, что удалось узнать, а также проанализировав последние местные выборы, становится ясно, что эти серьезные ребята строят жесткие идеологически мотивированные агитационные структуры, сетевой характер которых позволяет бороться с прямым подкупом и административным давлением конкурентов. Ну конечно же, используются новые информационные технологии анализа и политического маркетинга. В итоге результаты, в которые трудно поверить – иногда намного более 50% по Харьковской и Одесской областям (вотчины БПП), Запорожье (фундамент Оппоблока), Хмельницкой области (контролируемая семейством Александра и Галины Герег), Волынской и Ивано-Франковской областям (оплот «УКРОПа») и т.д. А сама же победная технология сугубо проста и изящна – «полевики» общаются с помощью специальных опросов с каждым избирателем, разбираются в глубоких причинах голосования за того или иного кандидата и мотивациях выбора, составляют подробный портрет каждого голосующего или групп избирателей и составляют карту, как их привести на избирательные участки, сделав правильно запрограммированный выбор.
Однако и это нужно уметь делать правильно. И именно от этого, с точки зрения политических технологий, будут зависеть результаты следующих Президентских выборов, которые совсем не за горами.
Олег Винум, специально для Знай.ua