Потому что иногда создавалось ощущение, словно внутриполитические интриги и предвыборная борьба куда важнее, чем враг у ворот. Впрочем, огромная проблема нашей страны, что в ней по-прежнему живут и здравствуют такое количество вольных и невольных помощников агрессора, что становится страшно, к чему это может в итоге привести, пишет Реальная Украина. И речь не о «пятой колонне» Кремля в парламенте и медиа, которые в общем-то и не скрывали своей антиукраинской позиции. Оказывается, способствующих Москве, как говорится, «не словом, а делом» можно найти и среди антикоррупционеров. При чем не из общественного сектора, а и з государственного. Тех, кто получает высокую зарплату от государства, пользуется поддержкой западных партнеров и всячески демонстрирует свою важность, не демонстрируя при этом заметных результатов работы. Да, речь идет о Национальном антикоррупционном бюро и его директоре Артеме Сытнике.

В последние месяцы общественные активисты нарыли немало скандальных историй, связанных с Сытником и его потенциальными связями с Россией. Это и близкие родственники, через которых на него могут оказывать давление, и продажа земли в оккупированном Крыму уже после аннексии — по российским, а не украинским законам. Но, как выяснилось, скелетов в шкафу у директора НАБУ гораздо больше, нужно просто хорошо проанализировать публичную деятельность возглавляемого им органа.

Нож в спину армии

Итак, есть веские основания утверждать, что одна из антикоррупционных спецопераций НАБУ по поводу поставок топлива могла стать серьезной проблемой для украинской армии. Попросту это могло закончиться срывом топливных поставок с непредсказуемым последствиями в военном отношении. Но, к счастью, вылилось «всего лишь» в серьезный финансовый ущерб для госбюджета. Да, финансовые потери не такие страшные, как человеческие, когда идет война. Но это по-прежнему потери. И нанесло их Вооруженным Силам ведомство, на которое многие надеялись и верили в его эффективность.

А теперь подробнее. В мае-июле 2017 года Министерство обороны Украины по результатам процедуры закупки заключило ряд договоров с поставщиками на поставки дизельного топлива, в том числе с компанией «Газтрейд»: два договора на поставки зимнего дизтоплива (20, 3 тыс тонн) на сумму чуть более 442 млн гривен по цене 18,04 грн за литр, а также два договора на поставки летнего дизтоплива ( 6 тыс тонн) на суму 125, 1 млн гривен, по цене 15,56 грн за литр. Чтобы выполнить подписанные с Минобороны договора, «Газтрейд» в июне подписал ряд договоров с компанией «Трейд Коммодити», которая обязалась обеспечить поставки топлива «Газтрейд» до 17 октября 2017 года.

Популярні новини зараз

Терміново біжіть до супермаркету, поки не почалися тривалі відключення світла: що потрібно купити кожному українцеві

Нові правила бронювання від мобілізації: що зміниться з 1 грудня

Масштабне березневе підвищення пенсій: 2300 отримають не всі

Багатогодинні черги до ТЦК відміняються: у "Резерв+" запрацювала довгоочікувана функція

Показати ще

Но, в связи с блокировкой детективами НАБУ хозяйственной деятельности «Трейд Коммодити», продукция не была отгружена «Газтрейд». Из-за этого 30 октября 2017 года компания «Газтрейд» обратилась с предложением к Департаменту госзакупок Минобороны продлить термины поставок или разорвания договоров. В результате этих действий, по указанным договорам для нужд Вооруженных Сил было отгружено только 1,97 тыс тонн зимнего топлива и 906,5 тонн летнего.

Поскольку армии было жизненно необходимо топливо, Министерство обороны начало новые торги – на 18,8 тыс тонн зимнего топлива с прогнозируемой стоимостью 542,2 млн гривен. То есть ожидаемая стоимость превышала цены, которые были в договорах с «Газтрейд» на 7760 гривен за каждую тонну! Из требуемого объема удалось заключить договоры только на 8 тыс тонн на сумму 235,19 млн грн. При этом средняя стоимость одной тонны дизеля, по сравнению с отмененными договорами, стала больше на 7660 гривен и составила 29,4 тыс гривен за тонну! Таким образом, в 2017 году Вооруженные Силы Украины недополучили 10,35 тыс тонн зимнего дизеля на сумму 399, 3 млн гривен.

Ситуация сложилась критическая, и чтобы не допустить срыва обеспечения армии зимним дизтопливом, Минобороны было вынуждено начать еще одну процедуру закупки в декабре 2017 года 3,5 тыс. тонн дизеля на общую сумму 103,08 млн гривен. По результатам торгов, в январе 2018 года было заключено 5 договоров с концерном «Галнафтогаз» ( сеть АЗС «Окко»), при том что средняя стоимость одной тонны дизеля уже составила 29,6 тыс гривен. Недополученные 6,8 тыс тонн зимнего дизеля были включены Минобороны в план закупок на 2018 год. Соответствующие договора были заключены уже в феврале 2018 года, когда стоимость топлива составила 31,48 тыс грн за тонну!

Что мы имеем в итоге? Из-за первоначальной блокировки поставок со стороны НАБУ, Минобороны было вынуждены закупить дизельное топливо для нужд ЗСУ в конце 2017 — начале 2018 года в среднем по цене, которая оказалась выше на 38,9%, чем в договорах

Более того, из разорванных договоров, ВСУ также недополучили летнее дизельное топливо. Общее количество недополученной ВСУ летнего дизтоплива составило 5,09 тыс тонн на общую сумму более 106 миллионов гривен. И это топливо пришлось закупать в первом квартале 2018 года уже по средней цене 28,57 тыс гривен за тонну. Что превысило цену, предусмотренную в договорах с «Газтрейд» на 7824 гривны за каждую тонну. Переплата составила 39,5 миллионов гривен!

НАБУ против ВСУ

Вся эта информация и многомиллионные цифры свидетельствуют только об одном: в результате действий НАБУ был нанесен серьезнейший ущерб как госбюджету страны, так и боеготовности Вооруженных Сил, а значит и обороноспособности Украины.

В 2017 году армия недополучила более 10 тыс тонн зимнего дизтоплива и более 5 тыс тонн летнего дизеля, предусмотренных планами и потребностями для ведения боевых действий зимой 2017-2018 и весной 2018 года. Соответственно, Минобороны не использовало в 2017 году более 300 млн. гривен, предусмотренных для обеспечения ВСУ необходимым топливом. А подчиненные Сытника нанесли госбюджету ущерб на общую сумму 194,7 млн гривен.

Безусловно, все это можно назвать издержками антикоррупционной борьбы, или непрофессионализмом, или еще чем-то. Но когда речь идет о боеспособности армии, которая защищает страну от врага, то просится другое объяснение – вредительство и саботаж.

Вчера, на своей пресс-конференции новоназначенная министр по делам ветеранов Ирина Фриз упомянула, что дело против руководства Минобороны, которое расследуется детективами НАБУ наносит серьезный вред обороноспособности страны. А заместитель министра обороны Игорь Павловский напомнил, что в период 2017 года МО закупило самое дешевое топливо среди всех закупочных процедур, проведенных всеми государственными ведомствами. В том числе и дешевле, чем само НАБУ.