До прихода в САП Роман Сымкив, которого считают особо приближенным к директору НАБУ Артему Сытнику, работал в родной Ривненской области. Возглавлял прокуратуры тех районов, где лютует «янтарная мафия» – Дубровицкого и Сарненского. Однако информация о том, что молодой прокурор «посадил» там кого-либо, отсутствует. Об этом пишет Hyser.
А новости с Ривненщины до сих пор напоминают сводки боевых действий. Например, в селе Кухитская Воля Ривненской области 18 октября произошли столкновения между нелегальными копателями янтаря и полицейскими. Группа нелегальных добытчиков порядка 200 человек оказывала сопротивление полицейским. Злоумышленники в балаклавах и с палками в руках заблокировали проезд автомобиля, дергали за форменную одежду, бросали камни, повредили три служебных автомобиля…
Возникает устойчивое впечатление дежавю: о борьбе с нелегальным промыслом янтаря в полесских районах разговоры идут больше четырех лет. И как были в лесах Ривненщины свои так называемые «янтарные республики», где не действуют законы государства, так они и остались. Не будь у янтарной мафии своих людей в полиции, прокуратуре, СБУ, все это давно бы прекратилось. Об этом еще 3 июля 2015 года говорил и президент Петр Порошенко. Тогда он дал силовикам две недели, чтобы решить проблему с незаконной добычей янтаря.
«Янтарное дело» 2016-го года. Причем здесь Сымкив?
Силовики приняли поручение к исполнению. Но первое громкое задержание произошло через год, в июле 2016. Тогда был задержан заместитель прокурора Ривненской области Андрей Боровик и другие члены преступной группировки, «крышевавшей» янтарный бизнес. В спецоперации «Янтарь» были задействованы более трехсот правоохранителей СБУ, военной прокуратуры и Нацполиции, в том числе более сорока бойцов спецподразделения «Альфа». В Службе безопасности отчитывались: проведено 123 обыска у всех организаторов и участников группировки по местам работы и проживания. Во время обысков у Боровика обнаружили драгоценности и коллекцию часов, которые стоят сотни тысяч долларов. Заместитель прокурора отправился в СИЗО, а его шеф, прокурор области Анатолий Ковальчук – в отставку.
Українцям дозволили не сплачувати за комунальні послуги: коли рахунки можна "заморозити"
Надіються всі, але мало хто відчує: чого чекати від індексації пенсій у 2025 році
Коли скасують графіки відключення світла: хто та як формував черги
Зміни в правилах обміну валюти: заначка може перетворитися на розчарування
Почти через год, 13 июня 2017-го, Боровик вышел из Лукьяновского СИЗО под залог в 1 млн грн. Также под залог, но в сумме 688 тыс грн., вышел на свободу еще один фигурант громкого «янтарного дела», прокурор города Сарны Вадим Топольский. Он был задержан позже, чем Боровик, в сентябре 2016-го. Выйдя из следственного изолятора, недавний арестант пошел в суд, в декабре прошлого года отсудил свою прежнюю должность и снова руководит Сарненской горпрокуратурой. Такое вот чудесное превращение прокурора в заключенного и наоборот.
Фигурантов «янтарного дела» объединяет еще один важный момент – все они работали вместе с нынешним прокурором Специализированной антикоррупционной прокуратуры Романом Сымкивым. Только он в итоге оказался в Киеве, а они – в СИЗО под следствием. Боровика назначили заместителем прокурора Ривненской области 22 мая 2014 года. В этот же день Сымкив, начальник отдела в областной прокуратуре, стал прокурором Дубровицкого района, известного своим незаконным янтарным промыслом в огромных масштабах. Работали они под началом Сергея Кубрака, ставшего прокурором области после Евромайдана и уволенного в марте 2015-го. Кубрак запомнился целым рядом скандалов. Самый громкий связан с его автомобилем Audi Q7 стоимостью примерно в миллион гривен — при задекларированной зарплате в 2013 году в 154 тыс. грн. Когда журналисты спросили у областного прокурора по поводу недешевого автомобиля, он обвинил их в выполнении чьего-то заказа.
После того, как Кубрака сменил Ковальчук, 9 апреля 2015 года Сымкива переводят в Сарны. Это не понижение по службе, его отправили в еще один «янтарный» район. Вместе с ним там работал Вадим Топольский – городским прокурором.
Напомним, Сымкив прошел конкурс и 23 декабря 2015 года возглавил четвертый отдел управления процессуального руководства, поддержания государственного обвинения в суде САП. А останься он в родной области, вполне мог оказаться рядом с Боровиком и Топольским. Ведь районный прокурор в структуре органов прокуратуры – это своего рода соединительное звено между зампрокурора области и городским прокурором.
Есть ли янтарь в декларации Сымкива?
Хотя у Сымкива безупречная декларация. Да и биография вроде без пятен. Действительно, янтаря и больших денег в его декларации нет.
Живет на одну зарплату, нынешняя должность позволяет неплохо зарабатывать. В 2014-м в Дубровицкой прокуратуре он заработал 126,4 тыс грн., а уже в 2016-м, поработав год в САП, 1 189 010 грн. В декларации за 2017 год указана цифра еще солиднее – 1 386 224 грн. Есть у прокурора Сымкива и небольшие сбережения в долларах и гривнах. Жилье – съемное. У супруги, Елены Васильевны, земельный участок 1054 м² в с. Ясининичи Ривненской области. Ее родственники связаны с финансами, но на подпольных миллионеров не похожи. Да и иметь в роду финансистов прокурору САП не запрещено. Так же, как и автомобили немецкого производства. Оба средства передвижения Сымкиву не принадлежат, он только на них ездит: Ауди А6 2008 года выпуска принадлежит предпринимательнице из Ривного Татьяне Шевчик (частное предприятие «ИК-Гамма»), а BMW 2012 года выпуска – бизнесмену Марку Покинскому. В реестрах он значится в качестве конечного бенефициара компании «Вилком» (с.Стрилкив, Самборский район Львовской области), занимающейся лесозаготовкой.
В общем, в официальных документах — комар носа не подточит. Но это и настораживает, ведь Роман Ярославович в «хлебных» органах прокуратуры работает не первый день, трудился он и в городской прокуратуре Ривного, и в областной. Да и два года в янтарных краях руководил районными прокуратурами. Как там говорил Генпрокурор Юрий Луценко после задержания Боровика? «Здесь была создана устойчивая преступная организация по разворовыванию янтаря». Предположим, Сымкив в ее состав не входил. Однако он просто не мог не знать о существовании в свой родной области янтарной мафии! Получается, покрывал коллег по службе? А ведь это также является преступным деянием.
В открытых источниках есть упоминания о работе Сымкива в Сарнах. Все связаны с янтарем. 4 августа 2015-го года там задержали автомобиль, в котором нашли 5 кг «солнечного камня», а 8 октября того же года возле поселка Клесов на горячем полицейские поймали старателей. Роман Сымкив комментировал эту историю. Но дальше задержания рядовых добытчиков и мелких скупщиков янтаря дело не шло.
Третье упоминание о деятельности Сарненской райпрокуратуры находим в обращении общественных организаций Ривненской области к президенту и тогдашнему главе региона Виталия Чугунникову, датированном 27 августа 2015 года. «Союз ветеранов АТО», «Правый сектор», «Сарненский народный контроль» и «Союз предпринимателей Сарненского района» жалуются на местную власть, покрывающую янтарный бизнес некоторых депутатов Верховной Рады. Они утверждают, что из местной прокуратуры исчезли уголовные дела против одного из заместителей главы райгосадминистрации.
Странное дело, когда из прокуратуры исчезают дела, не правда ли? И еще одна странность – в САП Роман Сымкив трудится без малого три года, а дел против ривненских прокуроров, которых подозревают в «крышевании» незаконного янтарного промысла, нет.
Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты
СМИ писали об Андрее Перове – подчиненном Сымкива, который в конце марта этого года схлопотал выговор. Прокурора обвинили в неуважении к суду и нарушении прокурорской этики. Когда судья зачитывала решение, недовольный Перов вышел из зала, грмоко хлопнув дверью. Сымкив встал на защиту коллеги — дескать, всему виной сквозняк.
О Перове известно много. Его же начальник Сымкив, который контролирует ход наиболее резонансных дел НАБУ, оставался как бы в стороне. Также можно вспомнить решение Соломенского суда о допросе самого Сымкива детективами НАБУ в рамках уголовного производства о совершении детективами НАБУ и прокурорами САП ряда правонарушений, в том числе – превышение власти или служебных полномочий и привлечение к ответственности заведомо невиновного.
Стать более публичным Сымкиву пришлось из-за «аквариумной» прослушки его шефа Назара Холодницкого. В одном из подслушанных эпизодов шла речь о том, что руководитель САП вызывал к себе Сымкива по делу о попытке дать взятку и.о. главы МОЗ Ульяне Супрун и якобы требовал допросить замдиректора компании «Акварели Девелопмент Холдинг», проходящего по этому делу как свидетеля.
Потом стало известно, что Сымкив и Перов не подписали письмо в защиту Холодницкого, как это сделали почти все прокуроры САП. Тем самым, фактически, поддержав обвинение в адрес своего начальника со стороны НАБУ. Объяснение может быть простым: в СМИ писали, что Артем Сытник продвигает своего фаворита прокурора Перова на место нынешнего руководителя САП. Об этом могла идти речь и в ходе тайной ночной встречи Сытника с Президентом. В случае реализации такого сценария Сымкив может претендовать на должность его заместителя. После нынешней должности – это большой шаг в карьере.
Интересно, что в ранний период своей прокурорской деятельности Сымкив подобной принципиальности не демонстрировал. Например, в феврале 2009 года он в качестве помощника прокурора города Ривне пояснял, почему прокурорская проверка невыполнения Ривненским горисполкомом постановления правительства об экономии средств органами государственной власти не нашла нарушений. Это пояснение представляет собой просто классику жанра: «Поскольку постановление за подписью премьер-министра носит рекомендательный характер, то привлечь к ответственности за его нарушение невозможно». А ведь городские власти тогда списали только на эскизный проект застройки квартала 800 тыс. грн. (напомним – тех гривен, 2009 года)…