Украинцам рассказали, как бороться с подвохами Укрзализныци, чтобы сделать путешествие более приятным и комфортным.
Полезными советами поделился Центр транспортных стратегий.
Нет билетов
Если в системе остались только дорогущие скоростные поезда, стоит попробовать вбить в поиск станции, следующие за крупными городами. Например, если брать Львов, то это будут Стрый, Самбор, Ходоров. Однако помните, что проводник разбудит вас не перед Львовом, а перед станцией, билет к которой вы купили. Поэтому будьте бдительны, и не проспите.
Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут
Масштабное мартовское повышение пенсий: 2300 получат не все
Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам
Есть условие, вводят лимит на 30 дней: что будет с тарифом на свет с 1 декабря
Иногда, отсутствие билетов связано и с техническими вопросами: согласований с поездами, которые запускают на дополнительные маршруты.
У Укрзализныци есть определенный резерв мест, который по мере приближения к дате поездки выбрасывается в систему. Поэтому иногда стоит проверять наличие мест за трое, двое или за сутки до отправления поезда. Бывает, что так можно ухватить гораздо лучшие места, чем, если бы вы покупали билет за две недели.
Рулетка при выборе мест
Особенно часто сложно купить билеты на соседних местах в скоростных и региональных поездах.
Дело в том, что разнорядка в скоростных поездах случается из-за разных составов – Hyundai,"Тарпан" или сидячие вагоны на локомотивной тяге. Например, вы покупали билет, где была показана организация мест в Hyundai, а на платформу подали "Тарпан".
Аналогичная ситуация и с региональными поездами: разная модификация вагонов и разное количество мест. Если вы часто ездите на одном направлении, запоминайте или записывайте расположение мест. Однако и это не всегда срабатывает, ведь на маршрут вместо Hyundai или "Тарпана" могут подать состав из сидячих вагонов и локомотива.
Иногда бывают и вовсе веселые ситуации – система онлайн бронирования билетов дает сбой и тогда вам могут предложить выбрать места в "вагоне-кинотеатре", где между сидениями нет прохода. Поэтому выбирать билеты придется наугад. Получается такая себе железнодорожная рулетка.
Скрытые комиссии
Билеты онлайн-продают немного дороже, чем в кассе на вокзале. Разница возникает из-за кассового сбора. Однако в некоторых случаях дороже и по времени и по деньгам обходится поездка на вокзал. В кассах же, которые расположены в разных районах Киева, билеты также стоят дороже, по сравнению с центральным вокзалом.
Помимо этого, в Укрзализныце есть и особенные кассы. На столичном Подоле по улице Нижний Вал, 33 есть касса, которая юридически принадлежит другой компании. Оказалось, что там находится туристическая компания "Реал-Тур". Правда не удивляйтесь, если при попытке распечатать билет на дополнительный поезд, с вас потребуют деньги за распечатку уже купленного билета (в обычных кассах это делается бесплатно). В госреестр фирма "Реал-Тур" внесена как дочерняя структура одноименной российской компании.
Закрытые в вагон двери
Если вы садитесь в поезд на станции Святошин (Киев), нужно помнить, что там посадка осуществляется не во все вагоны. Поэтому нужно заходить в те, которые открыты, и идти по составу к своему месту. При этом поезд может стоять всего 2 минуты. К слову, каких-либо примечаний об ограничениях посадки на станции Святошин на сайте УЗ или информационных табло на платформе нет. Пассажир узнает об этом, когда объявляют прибытие поезда, и на платформе начинается суматоха.
В компании говорят, что билеты на поезда по станции Святошин, продаются только в те вагоны, где проводится посадка. То есть, если вы в виду обстоятельств, решите сесть в поезд не на Центральном вокзале, то приготовьтесь к долгому забегу по вагонам.
Без чая и еды
Купить чай можно не только у проводника, но и при покупке билета. В некоторых поездах можно даже заказать еду и также оплатить онлайн. Но, стоит подготовиться, ведь в некоторых вагонах может не оказаться кипятка, либо тэн будет разогреваться слишком долго. Тогда вы можете не увидеть своего чая, поэтому лучше оплачивать по факту.
Аналогичная ситуация может случиться и с едой. Иногда в УЗ случаются сбои, и наборы еды продают на поезд, где такая опция не предусмотрена.
Закрытые туалеты
По маршруту движения у поезда есть санитарные зоны, как правило, перед крупными станциями, где туалеты закрываются. Это создает неудобства для пассажиров. Если в скоростных и некоторых ночных поездах эта проблема решена благодаря установке биотуалетов, то в большинстве составов пассажирам все еще порой приходится несладко.
Некоторые пассажиры решают бороться с неудобствами самостоятельно и покупают в интернете вагонные ключи. Ключ от туалета может обойтись примерно в 100 грн. Однако, ясно, что проводник вряд ли похвалит нарушителя, поэтому к таким методам все же лучше не прибегать.
Укрзализныця потихоньку пытается исправить ситуацию с туалетами. В конце марта объявили тендер на закупку 250 биотуалетов на сумму 269,8 млн грн. Торги должны пройти 12 июня, как раз после введения безвиза.
Сдача постели
Сбор постели – это прямая обязанность проводника. Статья 63 Порядка обслуживания граждан железнодорожным транспортом, который утвержден Постановлением Кабмина №252 от 19.03.1997, гласит: "Постельные принадлежности в пассажирском вагоне (матрас, подушка, наволочка, одеяло, простыня и полотенце) выдаются проводником вагона в случае уплаты пассажиром по его собственному желанию в билетных кассах за пользование такими вещами. Доставка постельных вещей на спальное место пассажира и сбор ее за 30 минут до прибытия пассажира к месту назначения является обязанностью проводника вагона".
Относить постель проводнику или нет – это личное дело каждого, но, если вам начнут грубить, стоит процитировать данное положение.
Как писал ранее "Знай.ua", Укрзализныця разъяснила, что заниматься любовью в плацкартных вагонах запрещено и если, парочку поймает проводник, он обязан вызвать полицию.