С 12 июня в Украине по-новому начали оформлять ДТП и нарушения Правил дорожного движения.

Эту информацию сообщили в пресс-службе МВД.

В сообщении говорится, что в действие вступил приказ министерства №318, согласно которому расширены права как патрульных полицейских, так и водителей и других участников движения — велосипедистов, пешеходов.

Плюсы в изменениях однозначно есть, но теперь полицейские имеют больше свободы для манипуляций с протоколами. "Сегодня" разобралась в новшествах.

Что изменилось

Популярные статьи сейчас

Доллары можно продавать? Что будет с курсом в Украине после прихода Трампа 

Налоговая проверяет украинцев за границей: что уже известно

Пенсионеры ВПЛ могут получить солидную надбавку: что для этого нужно

Украинцам приготовили новые выплаты: кто будет получать 4500 грн ежемесячно

Показать еще

Новое для водителей — участникам аварии патрульные теперь обязаны разрешить снять копию схемы ДТП непосредственно на месте. Ранее это было на усмотрение инспекторов. При отказе участникам ДТП приходилось обращаться в полицию с заявлением о выдаче бумажной копии схемы.

Кроме того, теперь разрешено делать снимки на месте аварии.

Если водитель (пешеход, велосипедист) отказывается подписывать протокол о нарушении им ПДД, патрульные не обязаны фиксировать отказ подписями не менее чем двух свидетелей, достаточно указать, что водитель от подписи отказался.

Полицейские теперь обязаны вести строгий учет бланков протоколов и постановлений по админделам. В течение трех дней после составления протокола (по пьянству за рулем — в течение суток) должны внести материалы по админделу в базу данных (было — 5 дней для всех) и в течение 10 дней направить их в суд (было — в течение месяца).

Материалы по админнарушению будут храниться 3 года (вместо года), а вот фото- и видеоданные можно уничтожить уже через месяц (вместо 3 месяцев). По требованию водителя этот срок могут продлить.

Плюсы и минусы

Правозащитники по-разному оценивают изменения. Главный плюс, по их мнению, — предоставление права сразу же зафиксировать на фото схему ДТП и строгий учет протоколов.

Автоюрист Владимир Караваев говорит, что фотофиксация со стороны потерпевшего или виновника не позволит фальсифицировать схему ДТП при рассмотрении дела в суде. А учет протоколов уменьшит взяточничество. Также Караваев отметил, что отмена требования свидетелей того, что водитель не подписал протокол о нарушении, не откроет путь к фальсификациям.

"Подписывать протокол или нет — это право, а не обязанность. И фиксировать с помощью свидетелей, что человек отказался использовать свое право, это нелогично. При медосвидетельствовании водителя на трезвость все равно должны быть понятые, это требование осталось, поэтому опасаться водителям, если они трезвы, не стоит", — разъяснил Караваев "Сегодня".

Адвокат Вадим Володарский, специализирующийся на автомобильном праве, более критичен:

"Остановили водителя, проверили документы, зафиксировала данные. Водитель поехал дальше, а патрульные состряпали бумаги, что он отказался пройти освидетельствование на трезвость и не захотел подписывать протокол. В этом случае свидетели не нужны. Последствия для него очевидны".

Поэтому оба юриста советуют не отказываться от медосвидетельствования на трезвость и всегда подписывать протокол, написав при необходимости о своем несогласии с изложенным в нем. В патрульной полиции категорически отрицают возможность злоупотреблений со стороны патрульных.

"Все их действия фиксируются на боди-камеру. Также каждый админматериал можно обжаловать в суде или написать жалобу на незаконные действия патрульных", — разъяснили глава пресс-службы патрульной полиции Яна Кутова.

Пьяных за рулем хотят приравнять к уголовным преступникам

Депутаты хотят ввести уголовную, а не админответственность за пьянство за рулем. На днях законопроект об этом был принят в первом чтении. Вадим Володарский напомнил, что такая практика недолго была в СССР в 1980-е годы, но от нее отказались из-за невозможности наказать по закону пьяных "уголовников" и возникшей перегруженности судов.

"В случае принятия нормы проверка на трезвость будет подозрением в уголовном преступлении, а тест на алкотестере не будет соответствовать требованиям Уголовно-процессуального кодекса, только поездка к наркологу, и то с санкции судьи. А за это время задержанный может протрезветь. При несогласии водителя с результатами экспертизы, по УПК нужна повторная экспертиза, а как ее проводить, если он протрезвеет?", — анализирует Володарский.

Также при уголовном производстве обвиняемый имеет право не свидетельствовать против себя, значит надо проводить полноценное следствие.

Как сообщал ранее портал "Знай.ua", в Киеве водитель решил съехать по лестнице, но что-то пошло не так.