Мошенники становятся все более причудливыми и придумывают новые схемы выманивания денег.
Аферисты пытаются выведать личные данные, получить доступ к банковским сервисам потенциальных жертв или заставить их отдать деньги добровольно, пишет "Сегодня".
"Ваш сын попал в беду"
Основную ставку мошенники делают на психологию. Жертвам звонят на мобильный или стационарный телефон и рассказывают историю о том, что их близкий человек попал в беду или совершил преступление. За "оперативное" решение "проблемы" требуют деньги. Причем зачастую информация обезличена - мошенники не называют имен, используют слова "сын", "дочка" или, например, "внук". Ставка делается на эффект неожиданности (поздний / ранний звонок) и на психологическое давление - деньги нужно передать или перечислить очень быстро. В такой ситуации многим даже не приходит в голову позвонить родственнику, чтобы узнать, все ли с ним хорошо.
Если вам поступил такой звонок, прежде всего не паникуйте, задавайте дополнительные вопросы и не называйте личные данные. Постарайтесь сразу же перезвонить родственнику, о котором идет речь. Если его телефон выключен, а мошенники названивают каждую минуту, запугивают вас, попросите их передать трубку вашему родственнику.
Правоохранители рекомендуют, в случае если вам поступил такой звонок, не спешите отказывать мошенникам. Попросите их перезвонить, а сами сообщите в полицию. Это поможет правоохранителям их поймать.
Смишинг
Смишинг - это разновидность уже известного пользователям интернета фишинга, то есть получение доступа к конфиденциальным данным пользователя - логинов и паролей. Например, это можно сделать с помощью рассылки от известных брендов, банковских сервисов или с помощью соцсетей. Фишинговые письма содержат прямую ссылку, перейдя по которой пользователь попадает на поддельный сайт (внешне он выглядит почти идентично настоящему). Цель мошенников - заставить пользователя ввести на этом сайте логин и пароль от настоящего. Если он это сделал, его данные попадают в руки злоумышленников.
В случае со смишингом с такой целью используются SMS. Еще, например, жертве могут отправить SMS, похожее на сообщение от банка или известной компании.
Для того чтобы избежать подобной ситуации, нужно помнить: звонить в банк можно только по тем номерам, которые указаны на обороте карточки. Более того, операторы банка не будут выведывать у вас PIN-, CVV-коды (три цифры на обратной стороне карты), срок действия карты, а также логин и пароль доступа к онлайн-банкингу. ФИО, полный номер карты и слово-пароль используются сотрудниками банка для идентификации только тогда, когда вы сами обращаетесь к ним по официальным телефонам.
Если вам звонят якобы сотрудники банка и просят пройти идентификацию, подтвердить данные, например, слово-пароль или персональные данные, не продолжайте этот разговор. Если же вы все-таки поговорили с мошенниками и опасаетесь, что могли сообщить секретные данные - сразу звоните в контактный центр банка и блокируйте карту.
Еще один вариант смишинга - это сообщение о неожиданном выигрыше. Например, автомобиля. В SMS может быть ссылка на фишинговый сайт. Но даже если ее нет, а пользователь поверил в свою удачу, с него попытаются вытянуть деньги, например, под предлогом того, что по закону выигрыш облагается, и эту сумму нужно заплатить, чтобы его получить.
Подобные сообщения лучше игнорировать. Если все же ответили, не сообщайте никаких сведений личного характера и не перечисляйте никому деньги.
Попытки сделать копию SIM-карты
У современного пользователя большинство банковских сервисов, социальных сетей, почтовых аккаунтов и т. д. подключены к SIM-карте мобильного телефона. Для мошенников это большое поле для махинаций. В первую очередь в области риска оказываются платежные системы, хотя добраться до них и нелегко.
Так, существует способ заполучить SIM-карту другого пользователя: заблокировать и перевыпустить ее. Для этого мошенники начинают с разных номеров совершать короткие звонки на телефон владельца карты. После того как SIM-карта оказалась в руках злоумышленников, все ваши сервисные сообщения и доступ к ресурсам попадают к ним.
Это несет определенный риск для тех, чья SIM-ка была привязана к платежной карточке. Имея доступ к мобильному, мошенники могут найти способ добраться и до онлайн-банкинга, особенно если у них есть номер карты (например, пользователь продал что-то на торговой площадке, сообщив при сделке номер карты покупателю). Более того, у некоторых банков есть возможность снять деньги в банкомате без карты, имея на руках лишь ее номер и телефон, привязанный к ней.
Для того чтобы избежать таких проблем, не стоит привязывать к карте номер телефона, который вы используете каждый день. Также не стоит разглашать (особенно в интернете) номер телефона, который закреплен за банковскими картами.
Кроме того, следует внимательнее относиться к тем, кто вам звонит, и не спешить перезванивать - если с вами действительно хотят связаться, то после третьего гудка трубку или не бросят, или позвонят еще раз. Но самый надежный на сегодняшний день способ защитить SIM-карту - контрактное обслуживание, при котором телефон регистрируется на ваши паспортные данные.
Как сообщал "Знай.ua", всемирно известная певица Рианна не по собственному желанию оказалась причастной к массовой фишинговой атаке.