Концепция временного жилья полностью подтвердила поговорку: «Нет ничего более постоянного чем временное», значительно пережив и увековечив в истории своих авторов.

Однако пожинать ее плоды выпало именно нам, спустя долгие 40 – 50 лет. Ведь начался бессистемный процесс обрушения этого самого ветхого жилья.

Возникает органичный вопрос, сколько таких аварийных (по сути) объектов жилого фонда разбросано и сосредоточено по Украине? Кто сможет подсчитать, а главное остановить этот процесс?

Видимо этого не знает никто. по крайней мере достоверная информация отсутствует на официальных сайтах Минрегиона и Минстата Украины.

В вихре споров о необходимости срочной реновации/реконструкции устаревшего жилищного фонда специалисты оперируют понятием – до 75 - 80% его износа.

Популярные статьи сейчас

Размер выплат изменится: что ждет пенсионеров в 2025 году

Срочно бегите в супермаркет, пока не начались длительные отключения света: что нужно купить каждому украинцу

Пенсионеры ВПЛ могут получить солидную надбавку: что для этого нужно

Штрафы за дрова: украинцам подсказали, как избежать наказания за древесину в своем дворе

Показать еще

А обсуждение самой темы уже который раз разворачивается вокруг принятого еще в 2006 году Закона Украины «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда» и возникшей при этом дилеммы по поводу источников финансирования данной концепции.

На основании указанного закона Кабинетом Министров Украины был утвержден список районов по всей стране, подлежащие сносу. Всего более пяти миллионов квадратных метров жилой площади.

Но этим планам не суждено было сбыться в связи с разразившимся в 2008 году мировым финансовым кризисом, ведь законодатель предусмотрел принцип возложения затрат по переселению собственников устаревшего жилого фонда на застройщиков, что в нынешних условиях, не соответствует реальному финансовому состоянию строительной отрасли страны в целом.

Кроме того, потенциального инвестора-застройщика объективно интересуют устаревшие кварталы лишь в престижных и перспективных районах, чем полностью игнорируются «депрессивные» регионы.

Да и самим законом предусмотрена норма о необходимости получения 100% согласия всех собственников объекта устаревшего жилищного фонда на проведение его реновации, что очень затруднительно выполнить на практике, в отличие от опыта соседних стран, в которых достаточно получения одобрения простого большинства таких собственников.

Возникает патовая ситуация, при которой вопрос реконструкции/реновации объектов устаревшего жилищного фонда актуален, в условиях дефицита свободных земельных участков под строительство, но при этом он далек от разрешения в силу возникших объективных и субъективных причин.

Время, при этом, играет против ветхого жилого фонда, которое уже начинает разрушаться, к сожалению, с сопутствующими человеческими жертвами.

Именно после недавних трагических событий - обвала жилого дома в городе Дрогобычи Львовской области, Президентом Украины, в августе 2019 года, было дано поручение Кабинету Министров Украины по проведению сплошного аудита всех жилых домов страны и разработки, в кратчайшие сроки, программы их приведения в надлежащее состояние.

По мнению эксперта в области строительства, а в прошлом руководителя ДП«УкрДержБудЕкспертиза», Сергея Кузьмина, обеспечение выполнения такого аудита жилого фонда страны – является основой дальнейшего обеспечения программы реновации ветхого жилья в Украине.

По его мнению, по прошествии 14 лет со времен принятия соответствующего закона и определения на тот период списка объектов жилого фонда, подлежащего реконструкции и реновации, такой перечень давно потерял свою объективность и его обновление возможно только после полного технического обследования всех зданий и сооружений в стране.

При этом собственники жилых объектов в первую очередь являются выгодоприобретателями таких исследований, при условии заключения трехсторонних соглашений на их проведение – между ОСББ (как представителя собственников жилья), специализированной (аккредитованной) организацией и государством в лице соответствующего органа местного самоуправления, обеспечивающего защиту прав и законных интересов жильцов таких домов.

Результатом сплошного технического обследования домов, по словам Сергея Кузьмина, должно стать создание официальной интерактивной карты жилого фонда Украины с наполнением ее всеми статистическими данными, а также выявленной проблематики, которая даст непосредственное представление о их реальном количестве и состоянии с указанием типа и возраста застройки, подлежащей реконструкции/реновации в первую, во вторую и третью очереди.

Получение такой объективной информации должно стать толчком к развитию органами местного самоуправления региональных строительных компаний, деятельность которых будет направлена на создание дополнительных рабочих мест по проведению реконструкции и реновации устаревшего жилья с привлечением средств местных бюджетов, а также на условиях частно-государственного партнерства – то есть инвестиций.

При этом, параллельное развитие ожидает и сопутствующие сферы экономики в области предоставления услуг: по сносу зданий и сооружений, переработке строительного мусора и повторного использования строительных конструкций при демонтаже зданий, а также транспортных услуг, земляных и иных работ.

Эти процессы и могут стать практическим воплощением реформы децентрализации в строительной сфере не на словах, а на деле.

Решение же трех основных вопросов при дальнейшей реализации программы по реновации жилья, а именно:

- процедуры и финансирования переселения собственников ветхого жилья;

- механизма и объемов компенсации квадратных метров собственникам ветхого жилья;

- привлечения финансовых ресурсов (инвестиций) для проведения реновации/реконструкции устаревшего жилого фонда -

находится в плоскости изучения, анализа и эффективного применения зарубежных аналогов стран, прошедших в недавнем прошлом этот путь.

Ближайшей же задачей власти в этом направлении, как считает Сергей Кузьмин, является реанимирование распущенного Кабинетом Министров Украины в 2010 году Межведомственного совета по вопросам улучшения жилищных условий граждан, с привлечением к его работе лучших специалистов строительной и смежных отраслей, задачей которого должна стать разработка собственной концепции реновации и реконструкции ветхого жилья на основе полезного зарубежного опыта.