Недетский интерес

Организация ЮНИСЕФ опросила родителей, в чем, по их мнению, причины интереса подростков к алкоголю.

Все причины кажутся очевидными, но так ли это?

Взрослые дети

Вспомните, когда ребенок впервые спросил, что налито у вас в бокале и почему у него другой напиток? Скорее всего, ему было 5-6 лет. По мнению психологов, именно в этом возрасте у детей появляются первые вопросы об алкоголе. Даже если семья ведет здоровый образ жизни, общение ребенка не ограничивается стенами дома. Поэтому если вопрос прозвучал, нужно отвечать. Лучше не табуировать тему, каменея от неловкости. Ответ должен быть простым и понятным ребенку, детали стоит отложить на будущее.

Популярные статьи сейчас

Не только вода и свет: для украинцев поднимают еще один тариф

Пенсионный фонд устанавливает новые нормы: кого коснутся

Этот новый документ будут выдавать ТЦК тем, у кого нет военного билета: позвонят и проверят 

ПриватБанк заблокировал счет: что нужно делать сразу

Показать еще

Следующий важный период – средняя школа. Именно здесь возникает больше всего сложностей, а подростки пытаются правдами и неправдами проверить мир на прочность. К тому же, очень сильны стереотипы, например, что лучше пробовать алкоголь дома, а не в подворотне. Удивительно, но оказывается, что в нашей стране подростки выпивают алкогольные напитки именно в домашних условиях, а не на улице, в компании (рис. 2).

Рис. 2. Места употребления алкоголя подростками. Источник: Европейский опрос школьников.

Данные опросов и наблюдений также подтверждают, что часто родители просят детей «сбегать в магазин» и, вместе с хлебом и молоком, купить баночку пива. И, к сожалению, продавцы не всегда проверяют документы у подростков или же идут навстречу «хозяйственному» подростку. Даже в условиях запрета на продажу алкоголя несовершеннолетним и при реальных штрафах.

Так что же делать, если мы хотим обезопасить детей от алкоголя?

Ведущие педагоги и психологи дают следующие рекомендации:

Родителям на заметку

В психологии есть понятие «мотивация убеждения». По мнению экспертов, если тема алкоголя табуируется, она автоматически вызывает интерес. Запрет всегда вызывает любопытство. В данном случае задача общества – обеспечить условия, в которых подросток не использует алкоголь как показатель взрослости и физически не может купить его в магазине.

Обязательная проверка документов при покупке алкогольной продукции преследует именно эту цель, а семья через привязанность и доверительные отношения передает ребенку ценности, правила жизни, учит ценить себя и бережно относиться к здоровью.

Крупнейшие производители пива уже несколько лет проводят в сентябре специальную акцию по профилактике употребления алкоголя несовершеннолетними. В рамках масштабной акции компании Carlsberg Ukraine и AB InBev Efes Украина выходят в торговые точки, говорят с продавцами и покупателями о роли каждого в профилактике продажи алкоголя подросткам. При этом компании не только уделяют внимание контролю продаж, но и привлекают лучших психологов, помогая родителям сохранять надежные привязанности в семье.

Наличие привязанности формируется на взаимоуважении и открытом диалоге. Если они есть, подросток в сложной ситуации скорее обратится к семье, а не к друзьям или сомнительным веществам. В 2018 году компании запустили в Facebook проект «Чек-лист для батьків», в рамках которого ведущие украинские психологи рассказывают, как выстроить доверительные отношения с подростками и тем самым предостеречь их от потребления алкоголя.