Ювілей «Трансінвестсервісу» – подія непересічна
В Украине не так много компаний ровесников самой страны. Большинство предприятий, которые появлялись в начале девяностых, в результате не выдержали конкуренции, исчезли или переквалифицировались. Среди ветеранов своей стабильностью выделяется компания «Трансинвестсервис» (ТИС), которая в этом году отмечает свое двадцатипятилетние. О ней и поговорим.
История
Компания появилась в сентябре 1994 года в 22 километрах от Одессы, в акватории Малого Аджалыкского лимана.
Сегодня ТИС – крупнейший транспортный узел Украины, объединяющий пять специализированных морских терминалов, обрабатывающих ежегодно 26 млн тонн грузов (около 20% рынка по итогам 2018 года). Это в четыре раза больше второго после ТИСа по объемам частного оператора – Ника-Тера и вдвое больше, чем переваливает крупнейший госстивидор – МТП Южный.
В Украине усилят мобилизацию и укрепят города: к чему следует готовиться
Денежную помощь дадут не всем: что нужно подтвердить
"Раз в год буду отчитываться": Вера Брежнева призналась, как часто 40-летним хочется секса
Какой стаж не отнесут к пенсии: годы работы просто выбросят
Интересно, что ни один из двух соучредителей компании «Трансинвестсервис» на момент ее создания в 1994 году не имел опыта в портовом бизнесе. Алексей Ставницер был известным альпинистом и предпринимателем, а Олег Кутателадзе юристом.
Ставницер альпинизмом занимался профессионально и как спортсмен, и как администратор. Именно это во многом определило судьбу компании ТИС. Занятие альпинизмом в условиях существовавшего в СССР дефицита альпинистского снаряжения способствовало раскрытию предпринимательского таланта и системного мышления Алексея. Первый опыт занятия бизнесом он получил еще при СССР — несколько лет отработал в альпинистском кооперативе «Промальп». Позже создал свое первое предприятие «Эверест». Все это, в конечном счете, дало плоды — помогло Ставницеру увидеть перспективы стивидорной деятельности.
А в 1995 году их стало трое. Полноправным партнером по этому бизнесу стал Алексей Федорычев, который на тот момент занимался экспортом удобрений практически со всех заводов Украины.
«О партнерстве договорились почти сразу, – рассказывают Ставницер и Кутеладзе, – Провели три встречи, поняли, что цели совпадают, и ударили по рукам».
Троице пришлось немало пережить трудностей. В то время в Украине не было частных причалов – законодательство запрещало их приватизацию или покупку. О запрете строительства новых причалов закон ничего не говорил, поэтому акционеры решили развиваться независимо от государственной инфраструктуры и строить новые комплексы самостоятельно. И хотя закон был целиком на стороне инвесторов, основателям пришлось выдержать колоссальное сопротивление чиновников.
Министр транспорта тех лет эмоций не сдерживал: “Хотите новый терминал? Только через мой труп”. Но бюрократическая машина и саботаж чиновников разного уровня не остудил энтузиазма основателей ТИС. В 2000-м заработал новый зерновой терминал, который впоследствии станет самым крупным в Украине и на Черном море.
«Так и шли по жизни, деля все трудности 50 на 50», – говорят акционеры компании. – Все знали, что партнерство Ставницера, Федорычева и Кутателадзе – это не часто встречающаяся взаимная поддержка, обоюдные цели, дружба и искреннее переживание за здоровье и благополучие в семьях».
Знакомимся
Именно благодаря появлению в компании Алексея Федорычева стали реальными те цели, которые ставили для себя акционеры. Его талант и предпринимательская жилка помогли в короткое время добиться успеха по всем фронтам.
Интересно, что первоначально Алексей Федорычев хотел стать спортсменом. В 70-х годах он даже играл хоккей с мячом за команду “Зоркий”. А позже за криворожский “Кривбасс”.
Уже в 1987 году будущий бизнесмен уезжает из СССР и дальше его деятельность никак не связана со спортом. Он становится трейдером.
В средине 90-х он открывает свою компанию, которая называется Fedcom и регистрируется в Монако. Главной специализацией этой компании был экспорт серы и удобрений из бывших советских республик, включая Украину. Отметим, что тогда сельское хозяйство переживало не самые лучшие времена, многие заводы в Украине и России тогда закрывались из-за нехватки денег.
Федорычев поставлял на множество заводов по всей Украине сырье, платил деньги за работу и получал уже готовый продукт – удобрения. Отметим, что в производстве было задействовано более 5 заводов по всей Украине.
Именно благодаря такому подходу в Украине появились первые удобрения, которые уходили на экспорт.
Поставки в Украину так же осуществлялись, но были намного проблемнее в силу того, что почти все заводы нужно было кредитовать на огромные сумы денег. Тогда появилась система бартеров.
Сегодня ТИС представляет собой группу из 5 терминалов: ТИС-Зерно, ТИС-Минудобрения, ТИС-Руда, ТИС-Уголь, ТИС-Контейнерный терминал, а также инфраструктурная компания ТИС. Грузооборот группы в год до 27 миллионов тонн – абсолютный лидер на Украине среди государственных и частных портов по объему грузоперевалки. Сейчас в ТИС работает 4 тысячи человек, ежегодно дополнительно привлекается по договорам еще столько же.
Давайте еще посмотрим, к каким результатам пришла компания, благодаря тесному сотрудничеству акционеров Федорычеву Алексею, Ставницеру Алексею, Кутателадзе Олегу.
Успехи
На сегодняшний день группа компаний ТИС обрабатывает каждую пятую тонну грузов в Украине.
За пять последних лет терминалы группы обработали около 126 млн т грузов, что сопоставимо с годовым грузооборотом всех морских портов Украины. Для сравнения: в 2018 году перевалка грузов в украинских портах составила 135 млн т. Для компании ТИС самым результативным пока является 2015 год — 26,6 млн т грузов (победа в «Национальном морском рейтинге Украины» в номинации «Золотая тонна»). В 2018 году «ТИС» немного не дотянула до 26 млн т — 25,7 млн т (19% грузооборота морских портов Украины). За последние три года компания выплатила почти по 3 млрд грн налоговых платежей в год. В пересчете на одного работника предприятий «Трансинвестсервиса» налоговые платежи превышают 250 тыс. грн в год.
В «клуб налоговых миллиардеров» ТИС вступила в 2016 году, когда нарастила консолидированные платежи в бюджеты всех уровней на 41%. Налоговый итог года составил 1,02 млрд грн. Примерно на таком же уровне холдинг платит налоги в последние два года. В 2018 году, например, заплатил 1,03 млрд грн. И самое главное – за 25 лет ТИС привлек инвестиции на общую сумму $770 млн.
Свои первые планы и проекты компания выстраивала, исходя из стартового объема инвестиций в $4-5 млн. К двадцатилетнему юбилею группа подошла с размером освоенных инвестиций, в 100 раз превосходящим стартовый, — $500 млн. И вот теперь $770 млн. Так что прогресс налицо. И если положительная динамика сохранится, свой следующий «круглый» юбилей, тридцатилетие, «Трансинвестсервис» встретит уже в статусе миллиардера. В данном случае инвестиционного.