15 декабря на Объединительном соборе Украина получила Единую поместную независимую церковь. Ее предстоятелем стал представитель УПЦ Киевского патриархата Епифаний. УПЦ Московского патриархата почти полным составом собор проигнорировала. Участие в нем приняли только два ее митрополиты: Винницкий и Барский Симеон и Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко). В голосовании за предстоятеля новой церкви Симеон уступил Епифанию 8 голосами. За это УПЦ МП лишила обоих митрополитов сана, а новую поместную церковь назвала раскольнической. В тот же день, 17 декабря, Лесенка и Симеона принял в свою юрисдикцию Вселенский патриархат. Прихожане Спасо-Преображенского кафедрального собора Винницы, где служит Симеон, его решение поддержали и согласились вместе с ним перейти к Православной церкви Украины. Теперь осталось решить, что делать с новым митрополитом Винницкой епархии Варсонофием, которого на вакантное после отлучения Симеона место назначила УПЦ МП. Сегодня, 18 декабря, он прибыл в Винницу, чтобы начать службу. Как они будут делить храм, почему священники УПЦ МП в последний момент отказались участвовать в соборе, кто угрожал чистками проукраинской части духовенства — это theБабелю рассказал митрополит Православной церкви Симеон.

Митрополит Симеон

Что будет с церковью Московского патриархата?

После того, как пройдем все этапы признания Церкви: предоставление Томоса, поддержка других православных церквей и когда будут приняты законы, в Украине будет одна украинская церковь — Православная церковь Украины. Церкви, с названием «Украинская православная церковь Московского патриархата» уже не будет. Она должна изменить название. Не может каждый иметь свою церковь — есть только церковь Христова.

Не все священники воспринимают такую весть и вообще идею автокефалии положительно. Некоторые из священников, которые служили в нашем кафедральном соборе, собрали свои вещи и покинули храм. Уже в воскресенье, когда я служил, они не пришли. Мне очень обидно, что так случилось, и священники, которые были со мной, теперь пошли. И даже те, кто меня поддерживал все время, засомневались. Они спрашивали: «От нашей церкви должны же прийти на Объединтельный Собор 10 владык, а пришли только вы?» Мы пришли вдвоем, но из нас двоих лишь я являюсь правящим архиереем, который руководит епархией, потому что митрополит Александр (Драбинко) — викарный архиерей [помощник Митрополита Киевского].

Популярные статьи сейчас

Гороскоп на пятницу 22 ноября для всех знаков Зодиака: день для перемен и простых радостей

Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен

Есть условие, вводят лимит на 30 дней: что будет с тарифом на свет с 1 декабря

Проработал 40 лет, а пенсия мизерная: в ПФУ обратилисб к украинцам, понравится не всем

Показать еще

Что было в воскресенье, после собора, во время вашей первой службы?

В воскресенье на службу пришли разные священники — и из города, и из районов. И в конце я рассказал о Соборе в Киеве, о своем участии, и о том, как все было. И почти все верующие и священники, которые были в храме, меня поддержали, а некоторые из прихожан даже зааплодировали. Собор отличается тем, что сюда едут из разных районов города и здесь молятся не только постоянные прихожане.

Сколько приходов вас поддержали?

Сейчас невозможно сказать. Сегодня уже прибыл владыка Варсонофий, которого назначил Московский патриархат. Он уже в Виннице. Вообще, надеялись, что я займу первое место. Но как я его мог занять, когда наша братия Московского патриархата не пришла. Я говорил Онуфрию, что нас — 87 архиереев, мы идем на собор, и нас большинство. Мы выбираем вас полноценным председателем единой православной церкви. Я говорил это перед всеми на авральном соборе в Лавре. Онуфрий сказал: «Нет, мы не пойдем. Мы свою церковь бросаем под танк». Вот такое было решение, под которым я единственный из 83 не подписался.

Почему не пришли на собор другие представители УПЦ МП?

Мне странно, потому что некоторые еще вечером перед собором говорили, что будут, обещали это и президенту, и екзархам, но 15 декабря внезапно оказались за границей или заболели. Но надо понимать: не страх перед неканоничностью их оттолкнул — они испугались за свой трон, за свое место. Как это будет? А главное, что церковь — консервативная структура. За эти годы, за Онуфрия, мы ни разу не собирались ни на совещание, ни на соборы. Не было собраний архиереев, на которых можно было бы высказать свое мнение. И Крым уже начался, и война, а собраний не было. Сколько я просил собраться, мне отвечали: «А для чего?»

Сколько было тех, кто обещал прийти?

Все шло через президента и экзархов. Накануне собора было известно о 12 архиереях, которые должны были прийти. Но и здесь произошел обман.

Митрополит Симеон

Вы были в дружеских отношениях с Варсонофием. Вы говорили с ним в последнее время?

Я со всеми архиереями поддерживал отношения. А Варсонофий — еще и наш земляк. Мы его приглашали на наши празднования. Он часто бывал у нас, и его видели священники, поэтому его и назначили сюда — чтобы было проще. Но сейчас мы не разговаривали. Я думаю, придет время, и мы будем общаться.

Относительно других, я получил очень хорошие поздравления от других владык. Например: «Иудо, тебя ждет ветка». Хочу одно сказать: столько зла, желчи и ненависти я еще никогда не видел со стороны архиереев, священников и верующих Московского патриархата. Любовью там не пахнет, а где нет любви — там нет Бога.

Что интересно, меня поливают грязью свои. А те, кто некогда принадлежал к КП или УАПЦ, после собора прислали мне поддержку и говорили, что молятся за нас. Даже Епифаний мне позвонил и сказал: «Сегодня мы все служили и молились за вас. Как вы там?» для меня Это значительный момент в жизни. Я открыл глаза и увидел, кто был у меня, какое значение для них имел все эти годы.

Владыка Варсонофий сказал мне, что может служить в любом храме в Виннице, потому что он митрополит Винницкий. Я спросил, будет ли он служить здесь — в вашем Спасо-Преображенском соборе. Он не сказал «да», но сказал, что может.

Есть Православная церковь, к которой я [теперь] принадлежу. И есть Московский патриархат, к которому я принадлежал [ранее]. Вчера Синод сместил меня с должности [митрополита Винницкого и Барского] и назначил владыку Варсонофия. Он теперь руководит Винницкой епархией УПЦ МП. Владыка Варсонофий может служить в любом храме своей епархии и в тех епархиях, где его благословляют архиереи, которые их возглавляют. В Винницкой области это владыка Агапит [который руководит Могилев-Подольской епархией УПЦ МП]. В храмах, которые перейдут в юрисдикцию новой церкви, они не смогут служить.

Наша церковь открыта [для общения]. Мы [говорим], что с их стороны звучит: «отступники», «не канонические», «прекращение евхаристического общения». Но они с нами не будут служить. За их нежелание мы [с владыкой Варсонофием] не можем служить вместе [в Спасо-Преображенском соборе]. Не я не хочу — они не хотят.

Я в наших людей уже просил прощения за то, что двадцать лет занимался зомбированием: [говорил об УПЦ КП, что ее прихожане —] «отступники», «не крещены, не венчаны». Людям трудно. Мы же им говорили одно. А теперь им надо воспринять все совсем по-другому. Тем более [московская церковь] продолжает пугать своих прихожан]: только вы спасетесь, а они идут в ад, «русское православие самое спасительное», «спасение только в нас». Это сектантский подход.

Не может назваться та церковь Христовой, где нет любви. Я не предал Христа. Я не предал церковь. Своим присутствием [на соборе] мы выполнили великую миссию — в Украине уже нет православных, которые бы назывались раскольниками или неканоническими. Сегодня по канонам мы все канонические, и все правильные.

Как вы будете созидать церковь? Или будете уговаривать священников, судиться за храмы? Или пусть власть выделяет новые участки под церкви?

Верховная рада примет закон о переименовании УПЦ МП и она будет иметь новое название. В Украине будет только одна Украинская православная церковь. И уже нельзя будет лукавить, как мы это делали 22 года, что мы не Московская церковь, и называли себя УПЦ. Пусть [священники МП] решают сами, в какую церковь им идти. Сколько их будет — я не знаю. С теми храмами, которые в собственности государства, будет проще. С новопостроенными все будет зависеть от общины. Как она решит, так и будет. Если будет половина, может быть поочередное служение. Если за будет меньшинство, придется искать новое помещение.

Вы рассчитывали на свою победу на соборе?

Нет. Как я мог рассчитывать, если не было наших архиереев. Для меня было чудом, что Епифаний победил меня лишь на 8 голосов (36 против 28). У меня никогда не было звездной болезни, хотя постоянно говорили: «Симеон — человек президента». Но я не его человек.

Могла ли церковь Московского патриархата как-то финансово поощрять своих архиереев, чтобы они не пришли на собор и не поддержали создание ПЦУ? Вы слышали о чем-то подобном?

Не могу сказать, ибо не знаю. А вот четыре года назад [во время президентских выборов 2014 года] такая ситуация была. Должность, епархия и деньги — это обещали тем, кто отдавал голоса за определенных лиц.

Московский патриархат как-то сообщил вам о лишении сана?

Нет. Никак не сообщил.

Митрополит Симеон

Но документ от Вселенского патриарха, который сохранил за вами епархии, вы получили еще до собора.

Да, мы 14 числа написали свое обращение [патриарха] и тогда же получили ответ от него. Дело в том, что мы еще до собора получили информацию, что в нашу церковь [московского патриархата] позвонили из Москвы и сказали, что должна пройти чистка всех «националистов», как нас называют. Блаженнейший [митрополит Онуфрий] сказал, что он про такое не знает, но мы понимали, что даже без участия в Соборе можем попасть под тот цеп, что розтеребить фасоль и выбросит ее из стручка.

На каком языке будете служить?

Сейчас священники и я сам не обучены служить на украинском. Раньше батюшки просили: «Я пойду в украинскую церковь, но не заставляйте служить украинской».

Священный Синод принял решение, что община решает, на каком языке проходит служба. Сначала мы должны нормально перевести на русский язык богослужение, Священное Писание. Чтобы у всех был один вариант, а не разные, как сейчас. Я не вижу в этом вопросе проблем. Главное — чтобы было согласие всех, потому как будет шатание, то оно будет разделять людей.

Напомним "святые" УПЦ МП наградили "просветителей" Интера.

Как сообщал "Знай.uа", московские попы приняли предательское решение, Иуда курит в сторонке.

Также "Знай.uа" писал, что СБУ трясет московских попов на Житомирщине.