В этот день славяне обязательно стремились попасть на болото, для того, чтобы показать Марені, что они ее не боятся.

В древности 25 ноября славяне отмечали день Марены. По легенде, в этот день богиня зимы, смерти и болезней устанавливает в мире свое холодное Царство снегов и морозов.

Славянская мифология прямо связывает Марену с сезонными ритуальными обрядами, посвященным вмиранню природы и ее последующему воскресению.

Считается, что Богиня Мара-Марена - дочь Великой Богини Лады, жена Кощея, Богиня Смерти, Зимы и трескучих морозов. Ее сестры - Могущественные Богини Жива и Леля, а ее братья Всесильны Верховные Боги.

При этом всем в народе ее называли не уважительно - Марой одноокою. Владения Марены, согласно древним легендам, лежат за черной Рекой Смородиной, которая разделяет Яв и Нав, через которую перекинут Калиновый Мост, который охраняет трехглавый Змей.

Осенью Марена прогоняет летнее тепло и устанавливает в мире свое холодное Царство.

25 ноября, в день Богини Марены, устанавливается, как правило, холодная, дождливая погода - дождь сменяется снегом, а осенняя слякоть замерзает под порывами холодного ветра.

Популярные статьи сейчас

"Самое страшное, что это начало": известный астролог предупредила украинцев об опасности

"Бусификацию" обещают искоренить: ТЦК применят новый подход к мобилизации

Штрафы за дрова: украинцам подсказали, как избежать наказания за древесину в своем дворе

Украинцам выплатят по 4 500 гривен: кому посчастливится получить помощь

Показать еще
Наши предки представляли Мару как некий призрак в образе женщины высокого роста или как согбенную старую с распущенными запутанными волосами. В этот день считалось неправильным смеяться и радоваться, а в первой половине дня нельзя было разжигать огонь.

Обычно люди собирались вместе и шли к ближайшему болоту - тушить горящие факелы. Так они показывали, что не боятся Марену. Только по возвращении домой можно было впервые за день поесть.
Обрядовая еда на день Марены включает в себя: оладьи, кисель, репу, морковь.

Кстати, именно чучело Марены сжигают на праздник Ивана Купалы, в Русалью Неделю. Сооружали его из соломы, которую насаждали на шест. Одевали Мару или в тряпье, или в праздничную одежду, иногда даже в белое платье невесты. Украшали лентами, скорлупой яиц, украшениями из лоскутков и соломы.
Некоторые одевали на чучело рубашку последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней невесты, которая вышла замуж. Обычно Марена имела женский вид, носили ее по селу девушки. Люди верили, что уничтожение чучела обеспечит быстрый приход лета, хороший урожай, сохранит деревню от наводнений и пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество.

Участие в обряде выноса Марены было оберегом от различных несчастий.

Тот, кто не ходил со "Смертью" или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрет сам или похоронит кого-то из своей семьи.
Кстати, Мара приходит не одна.

13 января отмечается Марена Зимняя - святодень, когда большая темная обладательница, хозяйка зимней стужи входит в свою полную силу. Этот день считается в народе "страшным", опасным для всего живого и наиболее несчастливым в году. Это связано с тем, что, согласно народному поверью, 13 января на волю "отпускаются" Лихорадки или Сестрички-трясовички - дочери Мары, проживающие в мрачных подземельях мира Навы.

Последний праздник Марены - 1 марта, когда она отходит аж до ноября, уступая свое место теплу и солнцу.