Богдан Ступка – настоящий герой нашего времени, без преувеличений, сарказма и вульгарного пафоса. Этот выдающийся актер театра и кино сделал огромный вклад в развитие украинского искусства. А его талант нельзя считать достаточно оцененным даже при всех наградах, в том числе и международных. Более 130-и ролей насчитывает его фильмография и больше 50-и «жизней» он отдал театру. Те, кому посчастливилось увидеть Ступку на подмостках, называют это одним из самых ярких эстетских впечатлений в жизни. Он был актером номер 1 в Украине и остаётся им до сих пор даже после своей смерти.
Можно долго говорить об украинском искусстве, которое развивалось свозь века и жестокие притеснения, можно перечислять наших писателей и даже политических гениев, которые стали общепризнанными на мировом уровне. Но практически все из них остались далеко в прошлом, за редчайшим исключением. И Богдан Ступка – это именно та величина и явление в культуре, которой может гордиться наша современная Украина.
Рост, вес, параметры фигуры
День рождения Богдана Сильвестровича Ступки приходится на начало Второй мировой войны – 27.08.1941 года. По знаку зодиака – он Дева.
"Бусификацию" обещают искоренить: ТЦК применят новый подход к мобилизации
Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен
Мобилизацию уравняли для всех: украинцам объявили вердикт по экономическому бронированию
Плюс 2361 грн на карту ежемесячно: кто из пенсионеров в 2025 году получит солидный бонус
Рост Ступки составлял 179 сантиметров. Вес держался в пределах примерно 65-и килограммов.
Семья
Богдан появился на свет в небольшом посёлке под названием Куликов. Сейчас это Жолковский район Львовской области. Во время рождения Ступки поселок находился в нацисткой оккупации.
Отец Богдана, Сильвестр Дмитриевич Ступка, был оперным певцом. А вот о матери, Марии Григорьевне, никакой информации насчет ее рода деятельности нет – скорее всего, она просто занималась воспитанием сына и содержанием дома.
В целом семья актёра была более, чем музыкальной. Отец пел в хоре при Львовском оперном театре, его сестра была концертмейстером, а мамин брат – солистом.
Так, что пусть даже и с музыкальной стороны, но рос Богдан в театральной атмосфере. Уже в детстве ему часто приходилось бывать по ту сторону сцены – и ждать за кулисами своего отца, не говоря уже о частом посещении его академических концертов. Когда пришло время отдавать Богдана в общеобразовательную школу, в 1948 году семья переехала во Львов.
Во Львове Ступка учился в СШ №4, после окончания которой захотел поступать на химический факультет Львовского университета. Семья не диктовала юному Ступке направление в жизни, и он пустился в вольное плаванье…
Биография
Но тут юноше, к нашему счастью, не повезло: он неудачно сдал вступительные экзамены и не поступил по конкурсу. Дальше некоторое время Богдан, очевидно, находился в поисках себя и брался за любую подвернувшуюся работу. Так изначально он стал работать фотографом в обсерватории (в Советском Союзе должность называлась лаборант-вычислитель на переменных звёздах), потом судьба закинула его в Баку. На заре своей карьеры талантливый актер испробовал себя и в роли слесаря, и в роли, как теперь принято говорить, менеджера-конферансье джазовой группы «Медикус». Именно опыт удачного проведения концертов натолкнул Ступку на мысль об актерстве. Так что скитаться молодому человеку в поисках своего призвания пришлось недолго.
Богдан поступает в актерскую студию при Львовском академическом драмтеатре имени М. Заньковецкой, которую заканчивает в 1961-м году. После чего приступает к работе в этом же театре. Параллельно с 1963-го по 1965-й год он заочно учится на филологическом факультете Львовского университета. В театре его творческим наставником был Сергей Данченко. Здесь он прослужил 17 лет и, возможно, так бы и остался малоизвестным провинциальным актером, если бы не один счастливый случай.
В 1978-м году Данченко стал руководителем Киевского драматического театра имени И. Франка. Собственно, по его приглашению в том же году он и поступил на службу в столичный театр. С этого момента и начинается головокружительный карьерный взлет Ступки.
Ушел из жизни этот великий актер 22.07.2012, не дожив буквально месяц до своего 71-летия. Причина до сих точно неизвестна. Первые признаки тяжелая болезнь подала в 2010-м году, когда летом Богдан Сильвестрович внезапно потерял сознание во время съемок сериала «Однажды в Ростове». Тогда врачи выявили у него онкологическое заболевание. Уже в январе следующего года все узнали, что Ступка болен раком, когда ему сделали операцию в германской клинике с продолжением лечения в этой стране.
Ночью 22-го июля у актера случился инфаркт, после которого он впал в кому. А смерть настигла Ступку в 6.15 утра в знаменитой столичной клинике «Феофания». Отчего? Официально причиной смерти считается острая сердечная недостаточность. Поводом для ее развития стала последняя стадия рака мочевого пузыря. Хотя точно его смертельный диагноз неизвестен: в прессе еще озвучивается версия об раке кости – вроде бы со слов его единственного сына, актера Остапа Ступки. Как бы там ни было, считается, что метастазы распространились в организме актера в январе 2012-го года.
Уже ночью с 23-го на 24-е июля состоялось отпевание Богдана Ступки в храме Святого Николая Мирликийского, который находится на Аскольдовной могиле в Киеве – обряд начался вечером и длился всю ночь. Церемония прощания с великим актером прошло в его «родном» Театре им. Франка, в котором актер прослужил практически всю жизнь. После процессия направилась на Байковое кладбище. Почтить его память пришло такое количество людей, что похороны превратились в давку.
Богдан Ступка похоронен на Байковом кладбище, на центральной аллее 52-го поля.
Накануне смерти, актер говорил, что хотел бы уйти из жизни в тот же день, что и его мать, которая умерла в 2007-и году – ночью с 23 на 24-е июля. Эта сумрачная мечта была связана с тем, что у Ступки с матерью День рождения был в один день – накануне Успения. Ирония судьбы – до этой даты смерти Богдан Сильвестрович не дожил буквально сутки.
Карьера
Начав работу в киевском театре, Ступка продолжал шлифовать свои теоритические драматургические знания. Так, поступил в Киевский театральный институт имени И. Карпенко-Карого, чтобы в 1984-м году получить диплом театроведа. Знаменательные роли в театре пошли одна за другой.
Но киношный дебют Ступки, тоже волею счастливого случая, состоялся задолго до переезда в Киев. Считается, что это случилось в 1970-м году, когда на советские киноэкраны вышел фильм режиссера Юрия Ильенко «Белая птица с чёрной отметиной».
Однако на самом деле первым появлением в кино Ступки была роль в никем незамеченном фильме на историко-революционную тематику – «Мир хижинам — война дворцам».
Что до «Белой птицы…», дело в том, что в картине речь идет об украинском поселке при западной границе нашей страны в околовоенные годы – конкретно фильм описывает события десятилетия, начиная с 1937-го. В нем Ступка сыграл, негативного, по мнению тогдашней идеологии, украинского националиста по имени Орест. Изначально на эту роль претендовал признанный актер Иван Николайчук, но власть не захотела его «очернять». Поскольку съемки происходили во Львовской области, там режиссер и нашел молодого никому неизвестного, однако очень талантливого актёра Богдана ступку. К тому же за ним итак из-за роли Ричарда III на подмостках местного театра закрепилось амплуа негативного персонажа. В фильме же Ступка смог настолько проникновенно передать сложность переживаний персонажа, что был замечен даже на VII Московском кинофестивале, где «Белая птица с чёрной отметиной» была удостоена Золотого приза. И посей день этот персонаж считается одной из самых удачных ролей в карьере актера.
Уже в 1972-м году Ступка попал и в российское кино. Его заметил в вышеуказанном фильме режиссер-дебютант Михаил Ульянов и пригласил сняться в фильме «Самый последний день». Эта работа отложила свою знаковую печать на карьеру Ступки. Потому что Ульянов до нее был актером. И свою режиссерскую попытку он посчитал очень неудачной, поэтому сделал вывод: не пристало актеру снимать кино. По истечении лет, Богдан признался, что именно из-за этого он сам никогда не рискнул сесть в кресло режиссёра, боясь собственного провала и сильного разочарования, ведь чувства Ульянова тогда произвели на него неизгладимое впечатление.
Уже к концу 70-х в послужном списке Ступки было несколько главных ролей в кино. Это картины «Право на любовь», «Среди лета», «Забудьте слово "смерть"», «И придет день...».
В 80-е годы актер продолжил регулярно появляться на киноэкранах. Среди наиболее знаковых фильмов того периода – «Красные колокола», «К расследованию приступить», «Дети солнца», «Даниил - князь Галицкий», а также «Николай Вавилов».
Даже в тяжелые для Украины и всех бывших стран СССР времена, Ступка не оставался без кино-работы. Причем в это время он может похвалиться не посредственными ролями, а весьма глубокими яркими образами. Это, например, «Западня», «Серые волки», «Judenkreis, или Вечное колесо» «Восток-Запад» и, конечно же, польско-украинская картина «Огнём и мечом» режиссера Ежи Гофмана.
Последнее кино – эта эпохальная историческая драма, вышедшая в 1999-м году, которая теперь уже стала культовой для истории всего кинематографа. По признанию мировых критиков, Богдан Ступка великолепно сыграл в ней нашего знаменитого гетмана Богдана Хмельницкого.
Уже после миллениума, в 2004-м году также настоящим событием стал фильм «Свои». Военная драма режиссера Дмитрия Месхиева, где Богдан Сильвестрович сыграл главную роль. Эта работа была отмечена несколькими премиями международных кинофестивалей: «Золотой овен», минский «Листапад», премия «Серебряный Георгий» на Московском кинофестивале, «Ника», а также Номинация на премию Европейской киноакадемии за лучшую мужскую роль (но награду тогда получил испанский актер Хавьер Бардем).
Также в этом году вышла еще одна знаменательная драма с Богданом Ступкой – «Водитель для Веры», который снял российский режиссер Павел Чухрай. Эта картина получила премию «Золотая роза» – главный приз российского фестиваля «Кинотавр».
Уже в 2006-м году карьера актера обозначилась еще одним непосредственным фильмом, в котором Ступка предстал в непривычном для себя амплуа романтического героя. Это «Три полуграции» о жизни и историях любовных отношений трех подруг, которых сыграли Дарья Дроздовская, Алена Хмельницкая и Евгения Дмитриева. Может, это кино не было культовым произведением искусства, но принесло актеру новый нешуточный виток популярности среди той аудитории, которая могла раньше и не знать о его таланте. Так огромную популярность уже во всемирной паутине приобрел ролик на песню «Слишком поздняя любовь» Леонида Русанова, смонтированный из кадров фильма, в которых разворачивались романтические отношения персонажей Богдана Ступки и Алены Хмельницкой. Этот, скажем так, своеобразный саундтрек любви молодой девушки и уже достаточно зрелого мужчины приобрел огромную популярность и стал в своё время одним из предметов многочисленных споров на тему возрастной разницы в любви.
Абсолютно нельзя не отметить выдающийся фильм 2007-го года – «Два в одном» авторства всемирно известного украинского режиссера Киры Муратовой с ярким участием Ступки. Премьера этого фильма состоялась на Берлинском кинофестивале, а также в Нью-Йорке. И там местные критики сравнивали величие таланта Ступки с признанными Аль Пачино, Робертом Де Ниро, Энтони Хопкинсом. Великолепная картина Муратовой собрала настоящую плеяду звезд: вместе со Ступкой в фильме играли Рената Литвинова, Наталья Бузько, Александр Баширов, Жан Даниэль. Но картина, повествующая о сумрачно-мистических событиях, имела достаточно тяжелый путь к признанию. Само ее производство было проблематичным. Изначально это должен был быть российско-украинский фильм, однако из-за политического конфликта остановилось ее российское финансирование. Также несчастья сваливались и на главных ее актеров. Сначала Литвинова сломала руку и продолжительное время не могла сниматься. Позднее и у Богдана Сильвестровича случился сильный вывих. Так, съемки несколько раз откладывались – и фильм, который должен был быть представлен на «Молодости», выпустили позже фестиваля. Видимо, непростое начало и тяжелый путь не говорят о плохой судьбе и фиаско, а может быть, наоборот – предвещают и приближают победы?
Но и на этом победоносное шествие по мировому кинематографу Богдана Ступки не закончилось. Уже 2008-м году он начинает получать премии за новый фильм – «Сердце на ладони» польского режиссера Кшиштофа Занусси. На Международном римском кинофестивале Ступка получил серебряную статуэтку «Марк Аврелий» за лучшую мужскую роль.
2009-й год начинается для Ступки из главной роли в драматичном фильме «Озарение». Здесь он сыграл роль загадочного Старика на грани смерти, который меняет жизнь персонажа Ирины Розановой.
Но ознаменуется этот год для актера другим фильмом. За «Тараса Бульбу» режиссера Владимира Бортко, в котором Ступка сыграл, собственно, Тараса Бульбу он получает «Золотого орла».
Следующее десятилетие Богдана Ступки было отмечено главными ролями в фильмах «Платон Ангел», «Вчера закончилась война», «Дом» (премия «Золотой орёл» за «лучшую мужскую роль второго плана»), «Подпоручикъ Ромашовъ».
В 2012-м году артист также получил «Телетриумф» как «Актёр телевизионного фильма/сериала» за роль в «Однажды в Ростове».
В целом, за всю свою творческую жизнь Богдан Ступка стал обладателем 15-и различных кинонаград. Среди других почетных отличий актера – членство в Союзе кинематографистов Украины, Европейской киноакадемии, Академии искусств Украины, а также звание – Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
При этом Богдан Сильвестрович занимался и общественной деятельностью. Так, в 1992-м году он стал членом Комитета по Государственным премиям Украины им. Т. Шевченко при Кабинете Министров Украины.
А в 1999-м и вовсе стал министром культуры и искусств Украины во времена президентства Виктора Ющенко. В отличии от своих предшественников, в том числе и выходцев из кульутрной среды, Ступка даже за два года работы смог внести в жизнь Украины много позитивных и полезных перемен. Самое простое и заметное для народа – распоряжение о предоставлении свободного входа на театральные представления пенсионерам и студентам, если билеты на них не были полностью раскуплены. Правда, после его отставки – новый министр отменил эту практику. Сам же Ступка в интервью говорил, что отнесся к министерской работе как к очередной роли, которую, как и все остальные, старался сыграть достойно. К тому же он пытался поменять образ украинского чиновника в пользу более демократичного. Богдан никогда не одевался по строгому дрес-коду, а однажды из-за какого-то образа пришел на заседание Министерства с розовыми волосами. Но, как мы видим, украинскую бюрократию сложно сломить. Из-за такой серьезной должности, Ступке приходилось жертвовать съемками и отдыхом. Родные говорят, что в те времена он постоянно пропадал в театре и в министерствах. Поэтому, когда встал вопрос о необходимости взять на себя обязанности художественного руководителя родному Ступке Театра им. И. Франка – он, безусловно, отказался от министерства. Так, с 2001-го и до смерти Ступка занимал эту должность.
В этом же году он стал и президентом Киевского международного кинофестиваля «Молодость».
2006 – 2010 – Ступка руководит курсом актерского мастерства в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого.
А в 2009-м становится президентом Киевского международного кинофестиваля.
В 2011-м году Богдан Сильвестрович получил, пожалуй, самую значимую из всех премий в родной стране – звание Героя Украины.
Если говорить о театральной работе, то Богдан Ступка играл не только на сценах академического Львовского и Киевского театров. Также он работал с Андреем Жолдаком, скандальным режиссером. К самым знаковым театральным работам Богдана Сильвестровича можно отнести роли в «Тевье-Тевель», «Сны по Кобзарю», «Бред вдвоем», «Лев и львица», «Старосветская любовь».
Карьера Ступки проиллюстрировала его талант как многогранный дар воплощать самые разнообразные сложные образы, тонко изображая душевные метания и противоречия персонажей. Его способность пропускать через себя персонажей просто потрясает своей уникальной проникновенностью. Его киножизни на веки останутся знаковыми отпечатками в истории мирового кинематографа, а театральные воплощения еще долго будут жить в сердцах миллионов.
Личная жизнь
Личная жизнь Богдана Ступки никогда не была овеяна слухами и интригами. Еще в молодости, в 26 лет, он женился на Ларисе Корниенко. Его избранницей стала выпускница Бакинского хореографического училища. Именно во время его непродолжительной работы в Баку они и познакомились. Но поженились уже во Львове, когда Ступка работал актером в местном театре. На момент встречи Лариса Семеновна только начинала карьеру балерины. И из-за семьи ей пришлось нею пожертвовать. Уже в первый год брака у молодых супругов родился сын – Остап. Как рассказывал Богдан Сильвестрович: его жена продолжила работу – танцевала и после рождения сына, но о громкой карьере уже не помышляла, потому что в ней взяли гору материнские чувства.
Так, всю последующую жизнь Ступка прожил в браке с единственной женой – 45 лет. Если бы не смерть актера, супруги могли бы праздновать золотую свадьбу.
У Богдана Сильвестровича двое внуков. Старший – Дмитрий, который продолжил семейную актерскую династию и вместе с отцом играет в Киевском драматическом театре. Младшая – внучка Устина. Благодаря Диме Ступке у Богдана Сильвестровича появилась уже и правнучка, которую назвали в честь дедушки – Богдана.
Богдан Сильвестрович был предельно открытым в интервью и делился своими секретами долговечной супружеской жизни, которую отнюдь не считал безоблачной. Как-то он признался, что главное для сохранения семьи – это умение прощать, которое он считает великим умением и даром. К тому же Ступка утверждал, что именно женщина «делает» мужчину и все в отношениях и в жизни происходит именно так, как хочет женщина. По утверждению Ступки, проблемы бывают в каждой семье, важно уметь разумно выходить из конфликтных ситуаций, а не рубить с плеча, чтобы потом не кусать себе локти. В браке важно уметь вовремя обнять, погладить, поцеловать.
Кажется, что у знаменитого актера должно было быть сотни поклонниц. Но Ступка говорил, что не очень нравился женщинам и считал себя «острым и некрасивым».
Интересные факты/слухи
- Интересно, что за свою кинокарьеру Богдан Ступка воплотил образы практически всех украинских гетманов – от Ивана Брюховецкого до Ивана Мазепы.
- Уже давным-давно снимают фильмы и про Богдана Сильвестровича. Его жизни и творчеству посвящены, например, документальный проект «Принадлежу, я знаю, не себе», «Sempere tire», «Богдан Ступка. Львовская хроника» и др.
- В 2012-м году открылся Музей-комната Ступки в ПГТ Куликов. Его вдова, Лариса Ступка, планирует сделать Квартиру-музей из их квартиры на Крещатике, в коей они прожили всю свою киевскую жизнь.
- Как уже после смерти говорила Лариса Семеновна, Ступка был скромным человеком и даже не хотел бы себе никаких пышных памятников после смерти. Сам же Богдан Сильвестрович при жизни признавался, что никогда не считал себя ни звездой, ни человеком на вершине. Об это говорят такие цитаты из его интервью: «Я – не на горе. Я всегда под горой. И все время эту гору нужно «завоевывать»тников после смерти. Сам же Богдан Сильвестрович при жизни признавался, что никогда не считал себя ни звездой, ни человеком на вершине. Об это говорят такие цитаты из его интервью: «Я – не на горе. Я всегда под горой. И все время эту гору нужно «завоевывать»».
Фотографии
Видео
Новости
Недавно в честь Дня рождения Богдана Ступки мы вспоминали лучшие фильмы с его участием.
Также проанализировали его изречения, которые стали пророческими.
Ссылки
На данный момент, у Богдана Ступки нет активных соцсетей, также закрыт его официальный сайт.