Говорят, что когда чумаки отправлялись в Крым за солью, картой им служило звездное небо. А по пути он рассыпали дорожку из соли, которую Бог потом перенес на небеса, чтобы другие чумаки, идущие по этому пути, никогда не заблудились. С тех пор наша Галактика так и называется – Чумацький шлях. Об украинских чумаках вообще рассказывают много разного. И где-то там, в глубинах истории, теряется граница между правдой и вымыслом.

Чума и дубина



Есть несколько версий происхождения слова «чумак». Злые языки говорят, что чумаков так прозвали, потому что, перемещаясь с места на место, они разносили разнообразные инфекции. Конечно, случаться могло и такое, но вряд ли так уж масштабно, учитывая популярность чумацкого промысла. Есть версия, что они просто мазались глиной, чтобы избежать болезней в новых незнакомых местах.

Другая версия гласит, что слово происходит от турецкого čоmak – дубина, длинная палка. Дубина была самым простым оружием для самозащиты, доступным любому, кто решил рискнуть отправиться в дальнюю дорогу.

Немного цифр

Чтобы понять важность чумацкого промысла для экономики Украины в определенное время, обратимся к простой и понятной статистике. В 1842 году на Киевщину чумаки привезли 790 тысяч пудов соли, а в 1848 году - почти миллион пудов. А всего за один 1847 год они перевезли из Киева в Одессу около 830 тысяч четвертей различного зерна.

Пуд – это 16 килограмм. Четверть – 3 литра. Нетрудно посчитать, какую колоссальную работу проделывали чумаки каждый год.

Чумацкие села



Часто чумаки жили бок о бок, целыми селами. В источниках осталось упоминание о чумацком селе Орлы, которое сейчас находится в Черкасской области. Согласно местным легендам некий крестьянин когда-то поселился на этом месте с семьей, построил одинокий хутор. Но рядом гнездились орлы, которые постоянно мешали трудяге вести свое хозяйство. Он начал их убивать, и постепенно научился делать это профессионально. И прозвище получил соответствующее – Орел. Постепенно его семья разрасталась, и вскоре на месте хутора стояла деревня, получившая название в честь своего основателя. Через несколько поколений потомки Орла выбрали жизненный путь чумаков.

Исторически в отдельных чумацких селах нет ничего удивительного. С целью увеличения прибыли от своих транспортно-торговых операций, чумаки часто создавали целые артели и занимались бизнесом сообща, основываясь на принципах товарищества и взаимопомощи. Да и опасное это было дело, бандиты кругом, разбойники, который норовили подстеречь чумаков с выручкой от продажи товаров где-нибудь на глухой дороге. Приходилось нашим купцам и перевозчикам быть еще и воинами.

В бой!

Учитывая высокую вероятность разбойного набега, у чумаков была своя тактика обороны. Помогали им в этом, конечно, их же возы. Группа чумаков, действующих сообща, называлась валкой. В одной валке могло быть до 100 возов, которые в случае опасности ставились кругами, образовывая импровизированный деревянный форт.

Во главе каждой валки стоял атаман. Это был, как правило, опытный чумак, который хорошо знал местность, обладал организаторским талантом и мог быстро принять решение в экстренной ситуации. Атаман определял время и место привала, распределял обязанности между другими чумаками, руководил обороной в случае нападения.

Бывало и такое, что в охрану к чумакам нанимались простые казаки и местные воины, за процент от прибыли.

Полевая кухня



Собственно, образ жизни чумака в XVI-XVIII веках не так уж сильно отличался от образа жизни казака, только с уклоном не в войну, а в торговлю. Но чумаку точно так же приходилось много путешествовать, иногда сражаться и, конечно, питаться в полевых условиях.

В каждой валке чумаков был свой кашевар, на воз к которому сгружали продукты. Он и готовил снедь в большом казане. Именно из полевого рациона чумаков до нас дошли рецепты многих каш и густых супов, достаточно простых в приготовлении, но одновременно и очень сытных.

Простейшая чумацкая каша готовится из пшена, сала, лука, зелени и специй. Можно добавить грибов. Естественно, сало и лук надо сначала хорошенько обжарить на дне казана, а потом сварить вместе со всем остальным. Попробуйте как-нибудь, не пожалеете.

По чумацкому пути



Чумацкий торгово-транспортный промысел начал уходить в прошлое вместе с появлением железных дорог. Доставка товаров чумаками на их колоритных волах с длинными рогами считалась крайне надежной, но, увы, не могла поспорить с поездом в скорости.

Автотранспорт окончательно сделал существование этой профессии не целесообразным. Чумаки ушли в прошлое. Но оставили свой след в душе нашего народа. Только представьте себе: дорога, запах костра, трубка набита табаком, верные товарищи под боком и бесконечное звездное небо над головой.

Популярные статьи сейчас

Отдавать по 10% от пенсии не придется: "Киевстар" порадовал стариков бюджетным тарифом

Астролог увидел в мае "беду" для Украины

Украинские пенсионеры получат по 500 гривен "бонуса": кто в списке "летних" счастливчиков

Как в других странах привыкли подтирать попу и почему на нас смотрят, как на дураков: всё дело в культуре

Показать еще