К ряду громких решений Парламента относительно новых назначений в кресла Министров и заявлению Святослава Вакарчука о сложении депутатского мандата, прибавилось еще один вопрос. На этой неделе президентом Владимиром Зеленским был подан как неотложный проект Закона Украины "О народовластии через всеукраинский референдум". Именно по этому поводу 11 июня состоялась пресс-конференция "Референдум от президента: чего ожидать от законопроекта", в ходе которой эксперты отметили существующие в документе "за" и "против". Подробности узнавали Знай.uа.
Не "отожмут" ли официально Крым и часть Донбасса?
Как подчеркивают эксперты, в последний раз закон о всеукраинском референдуме менялся еще во времена одиозного Виктора Януковича – в 2012 году в последний день работы Верховной Рады того созыва. Тогда были допущены не только нарушения процедуры, а еще и отменены, соответственно, местные референдумы и утвержден абсурдный формат с рядом дискриминационных положений: он позволял принимать или отменять законы и даже менять Конституцию.
Все это время всеукраинская коалиция общественных организаций боролась за отмену этого закона, чего удалось достичь в 2018 году - предварительный Конституционный Суд Украины признал его неконституционным. Однако, нового закона пока принято не было.
"На самом деле, референдум может быть как инструментом народовластия, так и утверждение диктатуры – в истории было очень много случаев, когда таким способом утверждались диктаторские режимы. Все зависит от того, как выписан закон: какой предмет референдума он допускает, какие процедуры установлены в отношении инициирования референдума, агитации "за" или "против", подсчета голосов, контроля со стороны общества и тому подобное. Я, лично, не вижу оснований для проведения референдума в Украине в ближайший период, но качественный закон о референдуме должен быть принят – до того, когда, действительно, в стране назреет причина для его проведения", – отмечает глава Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.
Когда отменят графики отключения света: кто и как формировал очереди
Размер выплат изменится: что ждет пенсионеров в 2025 году
"Бусификацию" обещают искоренить: ТЦК применят новый подход к мобилизации
Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут
Вопросы, которые могут быть вынесены на референдум, должны быть общенационального характера.
"В статье 4 написано, что у нас допускается референдум по изменению территорий – это вызвало много тезисов, что это может быть освящение аннексии Крыма или отрезание неподконтрольной части Донецкой и Луганской областей. Однако, тут референдум не является самодостаточным процессом принятия этого решения, а является конечным этапом очень долгой процедуры, которая соответствует международным стандартам: должно быть международное соглашение, ратификацию о котором должен принять Парламент, и лишь после этого закон о ратификации выносится на одобрение всеукраинского референдума. Поэтому это, наоборот, выступает "предохранителем"", – отмечает сопредседатель Совета Коалиции Реанимационный Пакет Реформ Юлия Кириченко.
В разработанном проекте общественные организации выведены на один уровень с представителями политических партий – теперь они могут быть в числе "сторонников-оппонентов" вопроса, что важно при формировании комиссии референдума.
Кто будет финансировать?
Относительно финансирования агитации, то прописанные нормы делают невозможным предоставление средств иностранными гражданами и государствами – в качестве контролирующих органов по этому вопросу назначено Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции и Центральную избирательную комиссию. Однако, по словам экспертов, должна быть учтена еще одна сторона финансового вопроса.
"Мы сформировали отдельное приложение, которого нет в Избирательном Законодательстве: пытались нивелировать агитацию до получения статуса инициативной группы. Агитация за сбор подписей так же должна быть максимально прозрачной, чтобы никакие "третьи стороны" не имели возможность теневым способом финансировать даже сбор подписей. Этот срок будет весьма короткий и составляет всего 60 дней", – подчеркивает председатель правления Гражданской сети ОПОРА Ольга Айвазовская.
Организация самого референдума, согласно представленным изменениям, должна финансироваться исключительно за государственные средства. А, взяв лишь количество комиссий, которое будет доходить до отметки в 30 тысяч, получается довольно кругленькая сумма.
"Это очень дорогое удовольствие – на организацию референдума понадобится около 2 млрд грн. При чем, должно быть обоснование, что это, действительно, народная инициатива общенационального значения", – подчеркивает Ольга Айвазовская.
Среди предложенных изменений является ограничение количества вопросов – согласно проекту Закона, на референдум может быть вынесен только 1 вопрос.
Закон установил кворум для проведения – любой референдум считается происшедшим, если пришло не менее 50% избирателей, согласно Государственного реестра избирателей. Однако, эти аспекты уже вызывают немало критических комментариев в социуме.
Поэтому о дальнейшем развитии событий читайте на портале Знай.uа.