Об этом рассказал заместитель министра юстиции Александр Банчук.
Он отметил, что хотя в Конституции Украины предусмотрена возможность участия народа в осуществлении правосудия через присяжных, принцип их работы в нашей стране до сих пор опирается на советскую практику. Для формального выполнения этой нормы Конституции суд народных заседателей в 2012 году переименовали на суд присяжных, но этот институт не является судом присяжных в классическом понимании.
"Положение Конституции в части суда присяжных необходимо полностью реализовать. Недостаточно лишь переименовать суд народных заседателей в суд присяжных. Необходимо четко разделить установления судом присяжных вопрос о виновности-невиновности и принятия юридических решений профессиональным судьей", — пояснил Банчук.
Председатель правления Центра гражданских свобод Александра Матвийчук добавила, что введение суда присяжных является важной гарантией права на справедливый суд для каждого человека в Украине.
"Сегодня украинские суды — лидеры антирейтинга недоверия среди граждан. Исследования свидетельствуют, что люди насколько разочарованы судебной системой, когда их права нарушают они склонны защищаться не через суд, а с помощью влиятельных родственников или друзей. Введение реального суда присяжных изменит судебный процесс изнутри и позволит укрепить доверие населения", — отметила Матвийчук.
Масштабное мартовское повышение пенсий: 2300 получат не все
Есть условие, вводят лимит на 30 дней: что будет с тарифом на свет с 1 декабря
Украинцам приготовили новые выплаты: кто будет получать 4500 грн ежемесячно
Кто не выполнит требования ПФУ – останется без пенсии: кому приостановят выплаты
Как рассказал заместитель министра юстиции, один из разработанных законопроєктів предусматривает внесение изменений в закон "О судоустройстве и статусе судей" относительно формирования списка присяжных. Второй предусматривает внесение изменений в Уголовный процессуальный кодекс и в закон о Государственном реестре избирателей.
Эти законопроекты призваны обеспечить независимость присяжных от председательствующего судьи на законодательном уровне, что позволит повысить качество и эффективность работы органов досудебного расследования и усилить состязательность сторон в процессе.
"Мы предложили механизмы и готовы к компромиссам, консультаций и соответствующих законопроектов. Надеемся, что удастся реализовать положения Конституции в части суда присяжных ... Надеемся, что уже в этом году предложенные изменения будут одобрены парламентом и вступят в силу в 2021 году", — добавил Банчук.
Председатель парламентского комитета по вопросам правовой политики Андрей Костин также признал, что то, что мы имеем сейчас, — это не суд присяжных, и его нужно трансформировать.
Согласно законопроекта, суд присяжных будет осуществлять коллегия из 7 присяжных. Суд присяжных будет заседать отдельно и принимать не приговор, а вердикт. Для этого присяжные должны ответить на такие вопросы: было ли событие преступлением и виновен ли подсудимый в совершении преступления.
Присяжных предлагают набирать по спискам избирателей. Такой механизм будет означать фактически не право гражданина быть присяжным, а обязанности’связь. В то же время задача государства состоит в том, чтобы создать условия, чтобы обязанности’связь быть достаточно почетным, а за его исполнение люди получали компенсацию.
На сегодня перечень присяжных утверждают местные совета с согласия самих граждан, которые захотели стать присяжными. Именно по этой причине в Украине не хватает присяжных. При таком порядке они немотивированные, что приводило к откладыванию и срыва судебных процессов.
Напомним, Присяжные могут стать альтернативой нереформированной судебной системе
Как сообщал портал Знай.ua партия "Голос" предложила свой план действий, который улучшит ситуацию в судебной реформе Украины
Также Знай.ua писал, как в Украине работают суды присяжных