Пользователей социальных сетей возмутило фото передвижного аттракциона из Умани – огромная конструкция, на которой организаторы предлагали прокатиться всем желающим, держалась на нескольких на скорую руку состряпанных дощечках.

Возмущению пользователей не было границ. «Покатали бы своего ребенка на такой карусели? Подскажите, кто за этим должен следить? А если бы дети поубивались?» - спрашивали читатели.

Стоит ли доверять жизнь своего ребенка каруселям и владельцам бизнеса аттракционов, выяснял "Знай.ua".

За миг до трагедии?

История с каруселью в Умани получила неожиданное продолжение – уже после начала работы аттракционов к владельцам «наведалась» инспекция по благоустройству, чтобы проверить аварийное состояние карусели. Начальник инспекции пообещал, что если аварийное состояние имеет место быть – ответственность понесут собственники аттракциона и те, кто давал разрешение на его размещение. Правда, не совсем понятно, кто в данном случае выдавал это разрешение.

Популярные статьи сейчас

Кот случайно сжег дом и его отправили работать, чтобы возместить ущерб

Украинским семьям выплатят 10 800 грн: как подать заявку

Отказ может быть выгодным: украинцам объяснили преимущества

Почему в СССР строили 5- и 9-этажки - вы даже не догадываетесь, в чем "секрет"

Показать еще

Местные журналисты узнали, что земля, где размещены аттракционы, не является коммунальной собственностью. А заместитель городского головы даже написал обращение к главному инспектору по вопросам труда в Черкасской области, который должен контролировать состояние каруселей и аттракционов.

Интересно, что в самом городе есть и активисты, которые регулярно попадают в скандалы с хасидами, снося незаконные постройки в хасидском районе.

Но... карусель работала до этого и продолжает свою работу.

Дешево и опасно

На сегодня детские аттракционы – один из самых прибыльных бизнесов в стране. Подержанную карусель можно купить в интернете по цене от 1 тысячи долларов.

«Экстремальный аттракцион, маятниковая карусель, три плоскости вращения, развлечение на два человека, радиус вращения 5 метров, состояние рабочее, б.у., есть документы, фундамент не требуется, устанавливается на любой ровной площадке. Окупаемость 3 месяца. Бизнес под ключ, покрасил, установил и работай. Цена 1500 долларов. ТОРГ на месте», - такое объявление выставил житель Харькова в интернете.

Новые аттракционы стоят 100 тыс. долл. и выше. Не все хотят вкладывать такие деньги в покупку. И выход находят весьма успешно. Ведь можно через интернет купить списанный аппарат в 10-20 раз дешевле. Интернет пестрит сообщениями о продаже горок, батутов и каруселей по 3-5 тыс. долл.

Но главная беда в том, что установленные аттракционы не проверяют на предмет безопасности. Технический осмотр должны проходить все аттракционы после зимнего перерыва, ведь у каждой карусели свой срок.

Для законной деятельности таких детских развлечений в числе прочих разрешительных документов предприниматель должен в обязательном порядке иметь паспорт производителя оборудования и сертификат о его безопасной эксплуатации. Кроме того, персонал должен пройти необходимое обучение.
А вот на эксплуатацию механических аттракционов нужно иметь разрешение Государственной службы Госгорпромнадзора и промышленной безопасности.

За законностью их деятельности и наличием документов о безопасности должны следить местные исполнительные органы власти, то бишь гор- и райадминистрации, на территории которых и находятся данные сооружения.

Плюс, в зависимости от уровня риска аттракционов и других параметров - МЧС, СЭС, экологическая служба, если оборудование, машины или устройства наносят экологический вред; судоходный надзор - если аттракцион связан с выходом в открытый водоем, например, гидроциклы, лодки и т. д.

Но, как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Кто будет отвечать, если ребенок травмируется или погибнет – не ясно.

Собственники и арендаторы парков развлечений не скрывают, что аппараты покупают за границей – там их списали и продают за копейки. Здесь же их чинят и едут зарабатывать деньги.

Виноватых нет

Между тем, ни один год в Украине не обходится без трагических случаев. Кому-то «везет» больше, и дело заканчивается больницей, кому-то везет гораздо меньше.

В прошлом году два ребенка травмировались на карусели в Ивано-Франковске. По словам очевидцев, аттракцион только запустили, он начал набирать обороты, а затем резко остановился, и все кресла с детьми сбились в кучу. Тогда же трагедия произошла и в Новоград-Волынском, с аттракциона сорвался инструктор – не выдержало крепление. Молодой парень умер в больнице.

Надувные горки и батуты считаются одними из самых безопасных детских аттракционов. Но это не так. Два года назад страну потрясла трагедия, которая случилась в Одессе. С надувного батута выпал мальчик и погиб.
Поскольку аттракционы типа батутов не относятся к категории аттракционов повышенной опасности, то и Госгорпромнадзор их не проверяет.

В 2012 году в Херсонской области 16 человек, катавшихся на аттракционе, на полном ходу выбросило с трехметровой высоты на землю вместе с лавкой, к которой они были пристегнуты.

В 2008 году в Харькове студенты Харьковского университета им. Каразина повели на экскурсию в центральный городской парк им. Горького гостей из Львова. Ребята решили прокатиться на карусели Маtrix. Заплатили и уселись, им застегнули крепления, карусель начала раскручиваться, и вдруг из аттракциона выпала девушка. Она пролетела несколько метров и упала на землю недалеко от электрощита. По словам очевидцев, девушка была в сознании, когда ее увозила скорая. Студентка получила тяжелые травмы: у нее разрыв печени, сотрясение мозга, травма таза и перелом правого предплечья. Ольге сделали три операции.

Еще раньше двое людей из Луганска погибли на огромной скорости на карусели «Центрифуга».



«Состояние многих таких аттракционов плачевное. Но не всегда виноват предприниматель или владелец, иногда в травмах на аттракционах виноваты сами посетители. Умышленно раскачивают кабинки, на ходу расстегивают ремни безопасности, а иногда просто прыгают с карусели. В таких случаях люди могут жаловаться только сами на себя. Но если вы сломали на аттракционе ногу или даже набили синяк, не по своей вине, то парк обязан выплатить компенсацию за моральный ущерб. Для этого нужно: сохранить билет – доказательство того, что вы катались на аттракционе. Вызвать медиков, чтобы те задокументировали нанесенные вам повреждения. Найти свидетелей происшествия, которые подтвердят, что оно произошло не по вашей вине. Вызвать милицию. Обратиться в администрацию парка с требованием о компенсации ущерба. Если парк отказывается выплачивать деньги, подавать иск в суд», - рассказывает юрист Михаил Присяжнюк.

В реальности же привлечь виновных к ответу очень тяжело. Даже если дело заканчивается смертью, проверяющие органы и собственники отделываются условным сроком и штрафом, а в некоторых случаях дело вообще заминают.

В Харькове после смерти девушки комиссия сделала вывод: крепления не соответствовали стандартам. Владелец аттракционов отделался пятью годами условно. В Луганске после двух смертей на «Центрифуге» дело просто замяли. В Тернополе уже несколько лет никого не могут привлечь к ответственности за смерть женщины на аттракционе «Лавочка» - тогда 8 людей просто вылетели из карусели на полной скорости, одна женщина умерла на месте.

Старое новым не станет

Самые надежные аттракционы были изготовлены во времена СССР. Хотя и у этих каруселей имеются свои недостатки. В Советском Союзе не экономили, все делали на совесть. Аттракционы были с двойным, тройным запасом прочности. Соответственно, они расходовали много электроэнергии. Сейчас именно по этой причине советские карусели нерентабельны. Хотя эксплуатировать их можно еще долго.



По степени риска аттракционы делятся на две категории: критичный уровень риска (очень высокий и высокий уровни риска), некритичные уровни риска (повышенный и минимальный уровни риска). В Украине действуют 1 тысяча 100 аттракционов, из них около трети — передвижные. Переезды с места на место, из города в город должны насторожить. Посетители парков развлечений, как правило, над вопросами безопасности не задумываются и верят, что аттракционы исправны.

Если представить себе курортный городок поздним вечером, разомлевших от жары, яств и алкоголя туристов, рыскающих толпами в поисках сувениров, шашлыков и развлечений – вряд ли в такой ситуации кто-то задумается о безопасности. Так что приходится верить, становиться в очередь и уступать детскому «Мама, хочу на карусель».

Между тем статистика подобных травм на аттракционах с каждым годом растет.

Средняя продолжительность службы аттракционов 8-10 лет. Устаревшие должны быть демонтированы. Но, на уманском примере, такие мертвые аттракционы как ни в чем не бывало продолжают «развлекать» народ еще не один год.

Для поставщиков услуг это очень выгодно, а для желающих прокатиться – очень опасно. Порой – смертельно. Ведь как ни ремонтируй отжившие свое карусели, новыми они не станут.