5 лет назад бизнес на одежде начали подруги Анна Коваленко и Анастасия Янковенко. Они основали свой бренд MustHave. Сейчас одежду производства их фабрики можно приобрести в собственном интернет-магазине, двух шоу-румах в Киеве и у партнеров по всему миру.
"Началось все со студенческих времен. Нам с Настей всегда не хватало нужной одежды. Такой, которая бы подошла на все случаи жизни. Возникла идея покупать хорошие китайские модели и продавать их в своем магазине в Бердичеве", - говорит "Знай" Анна Коваленко. Она с напарницей сняли место в одном из тоговельних комплексов и приобрели первую партию. Деньги заняли у знакомых.
Однако китайская одежда была плохого качества. В каждой партии были бракованные модели, размеры не всегда совпадали.
"Поняли - надо самим наладить производство. Сначала заказывали в ателье и на небольших фабриках. В нашей первой коллекции было 40 единиц одежды - пять видов рубашек и два вида платьев. Их заказывали на одном из предприятий, однако они, как и другие потом, не укладывались в нужные сроки. И мы через них подводили покупателей", - объясняет девушка.
Материал по теме Пять способов найти деньги на бизнес
Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году
Дают всего 3 дня: в Украине изменились правила повесток по почте, что это меняет для мужчин
Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите
Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам
Через полтора года подруги открыли собственный цех по пошиву одежды в Бердичеве, оттуда родом Анастасия. Наняли на работу закройщика и две швеи.
"Арендовали комнату на 20 квадратных метров. Купили туда две швейные машинки за 5000 гривен и машинку для швов за столько же. Также заказали за тысячу раскройный стол и приобрели утюг за полторы тысячи. Полки для ткани принесли свои. В общем оборудования для цеха для нас обошлось около 16 000 гривен".
В месяц они шили 100 единиц женской одежды. Дизайн разрабатывали сами.
"Продумывали одежду по двум критериям - чтобы нравилася нам и была универсальной, подходила к разным образам. Например, чтобы одно и то же платье подходило и к каблукам, и к кроссовкам. Чтобы в ней можно было бы гулять по парку с парнем, или дополнить украшениями и идти на торжественное мероприятие. К сожалению, таков наш стиль в Бердичеве был не очень востребован. Поэтому мы начали продавать нашу одежду через соцсети. Я снимала Настю в одежде нашего производства на фотоаппарат и публиковала фотографии в интернете. После этого одежда стала лучше продаваться, что позволило арендовали помещение большей площади для цеха, мы открыли собственный шоу-рум в Киеве и открыли интернет-магазин".
80% одежды Musthave - это платья разного цвета и фасона. Они стоят около 1000 грн, кофточки и футболки - от 399 грн. Поскольку в Украине нет производства хороших тканей, напарница по бизнесу приходится закупать материалы из Европы.
"Из-за этого, к сожалению, стоимость нашей продукции зависимая от курса. Одежда MustHave за эти годы стала популярной. Ее любят телеведущие Ольга Фреймут, Катя Осадчая и первая леди Марина Порошенко. Раз нам позвонила стилист Зоя Звиняцковский. Она у нас попросила для примерки несколько моделей, разных размеров. Мы еще не знали для кого. Когда уже продали ей три платья, нам тайно рассказали, чей это был выбор. Было очень приятно", - говорит Анна.
Бизнес на одежде, по подсчетам консалтинговой компании "МПП-консалтинг", приносит ежемесячно 200-220 тысяч гривен прибыли, из них 120-150 тысяч нужно потратить на зарплаты, налоги и обслуживание.