Об этом пишет журналист Игорь Хмурый в расследовании СтопКора . Публикуем материал без комментариев и ремарок. Редакция не несет ответственности и не проверяет данные, предоставленные и опубликованные посторонними информационными ресурсами.

"Дьявол в деталях", или как ДОТ путает следы? Хотел дождаться всех ответов на запросы, и недавние события заставили промежуточную публикацию. Речь идет о закупках бронежилетов для армии, потребность в которых измеряется сотнями тысяч штук, а суммы тендеров – миллиардами гривен.

Напомню: я нашел прямые соглашения, по которым ДОТ в течение мая-июня закупил почти 50 тысяч бронежилеты для военных без конкурса по 30 600 грн. А за неделю объявил тендер на более 100 тысяч комплектов по цене 26 000 грн, который фактически сорвался. По этим фактам мы направили ряд запросов.

Сразу после ответа ДОТа в сети прошла масштабная информационная кампания тыловиков. 19 июля в течение нескольких часов на многих сайтах появились аналогичные статьи, в которых объяснялось, почему сорвался тендер на 100 тысяч бронежилетов. Интересно, что ни в одном почти идентичном материале не упоминалось, что буквально накануне ДОТ заключил три прямых контракта. А срыв закупки объяснялся удорожанием электроэнергии и валюты.

Оцените масштаб кампании: вот одна публикация, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая...

Популярные статьи сейчас

Уже никто не скроется: военнообязанных внесут в единый реестр – ТЦК узнает все

Пенсионеры смогут получить одноразовую денежную помощь

Водительские права станут недействительными: когда и почему стоит получить новые документы

Изменили требования к стажу: будущая пенсия будет больше ожидаемого

Показать еще

В ответе на запрос СтопКора ДОТ рассказал, что прямые соглашения заключались по просьбе КСЛ (Командование Сил Логистики ВСУ), у которого был дефицит со снабжением. По следующей схеме: ДОТ направил всем сертифицированным поставщикам (шесть компаний) письма с просьбой сообщить, сколько они могут поставить бронежилеты до определенного срока с теми, кто имел такую ​​возможность, провели консультации по цене. Дальше их законтрактовали без конкурса. Это официально.

Но неофициально возникает ряд логических вопросов: зачем было делать всю эту схему, если через неделю после заключения последнего прямого соглашения планировался конкурс на 2,7 млрд грн? На что рассчитывал ДОТ, объявляя этот тендер, если они сами перед этим скачали работой половину сертифицированных производителей?

То есть получается просто какая-то чушь. Сначала за месяц ДОТ контрактует половину производителей без конкурса на 50 тысяч бронежилетов. А через неделю объявляет тендер на 100 тысяч комплектов. На что тыловики рассчитывали?

Что три компании из шести (с которыми не заключили прямые сделки) смогут произвести вдвое больше бронежилетов, еще по более низкой цене? И при чем здесь тогда вообще доллар и электроэнергия?

По-моему, это все похоже на "отмазки". А масштабная информационная кампания в СМИ после огласки, которую мы сделали, лишь подтверждает это мнение. Как и еще один интересный и очень тревожный факт.

В своем ответе ДОТ признался, что с начала 2024 года производители выполнили всего 27,35% от объема всех заключенных соглашений (шлемы и бронежилеты). А в вышеупомянутых статьях он сообщил, что на 19 июля 2024 года тыловики законтрактовали лишь 63% от годовой потребности в бронежилетах. Итак, непонятно, как с таким подходом ДОТ планирует закрыть весь годовой план поставки за оставшиеся до конца года 4 месяца.

Это я и имел в виду, когда говорил, что "хвост машет собакой" и политика подстройки под производителей дорого стоит не только бюджету, но и непосредственно Силам обороны.

После получения публичной информации о прямых соглашениях на поставку бронежилетов в обход конкурса и инсайда о невыполнении в полном объеме предыдущих соглашений некоторыми поставщиками мы направили соответствующие запросы в МОУ, ГП МОУ "ДОТ" и НГУ. Ответ ДОТа, как и обещал, публикую.

Резюмирую. В армии есть потребность в больших объемах поставки бронежилетов, даже если не считать крайне необходимо обновление старых образцов. Есть компания, которая предлагает более выгодную цену. Но даже она не способна производить в короткий промежуток времени по 100 тысяч единиц. Остальные игроки рынка не вывозят конкуренцию ценой. ГОТ мог бы разбивать такие крупные заказы на меньшие, но регулярные и плановые.

Но вместо этого он выбрал другой путь: подстраиваться под цены производителей, обходя нюансы законодательства посредством прямых бесконкурентных сделок. Цена такого решения – тысячи бронежилетов нового образца, которые недополучит армия.