Александр Домбровский – главный комсомолец страны и известный скандальный экс-губернатор Винницы. Сегодня – он первый заместитель председателя комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности, а также — главный соратник Петра Порошенко.
На Домбровского регулярно «выливаю» тонны компроматов, массово критикуют на общегосударственном уровне, но он непоколебим в своем статусе.
Эта история о том, как власть имущий за 5 лет губернаторского стажа сколотил состояние, оцениваемое в $180 млн. Как губернатор грабил свою же область, а теперь перешел на всю Украину.
SKELET-info рассказывает, кто такой Александр Домбровский и почему ему все сходит с рук.
Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите
Есть условие, вводят лимит на 30 дней: что будет с тарифом на свет с 1 декабря
Заплатят все, но один раз: почему украинцам начали присылать дополнительные квитанции на газ
Проработал 40 лет, а пенсия мизерная: в ПФУ обратилисб к украинцам, понравится не всем
Из ученого в бизнесмены
Домбровский Александр Георгиевич родился 7 июля 1962 года в небольшом городке Калиновка Винницкой области. Детство будущего политика прошло в простой рабочей семье: отец — инженер-строитель, мать – работник библиотеки. Домбровские жили за городом в небольшом доме, сжали огород и вели хозяйство. Денег в семье катастрофически не хватало. По воспоминаниям самого Александра Георгиевича, после смерти матери он нашел ее записную книжку, где каждая зарплата была расписана до копеек.
В 1979 году Саша Домбровский закончил Калиновскую среднюю школу № 3 и поступил в Винницкий политехнический институт. Он с детства мечтал строить космические корабли, поэтому выбрал перспективный факультет автоматики и телемеханики. Во время учебы студент подрабатывал, занимаясь научными разработками для предприятий оборонного комплекса. За месяц удавалось заработать около 50-ти рублей. Кстати, на втором курсе Александр Георгиевич женился. Копив несколько месяцев, он купил молодой супруге золотые серьги в качестве свадебного презента.
Александр Домбровский закончил специальность «Техническая кибернетика и автоматизированные системы» с красным дипломом. Отметим, что успешной учебой он обязан своей матери, которая вырастила его двоих детей. Юному отцу не пришлось брать академических отпусков, чтобы помогать молодой супруге. В память о маме, которая скоропостижно умерла от рака желудка, любящий сын учредил диплом лучшему работнику культуры. Ежегодно винницкие библиотекари получают некоторую сумму из личных средств Домбровского.
После Политеха, естественно, с космическими кораблями не сложилось: где космос, а где Винница. Достойной альтернативой стала комсомольская работа: с 1986 года он — секретарь комитета комсомола при ВПИ. По партийной линии дослужился до поста первого секретаря Винницкого горкома ЛКСМУ. Это кресло Александру Георгиевичу досталось от предшественника — Анатолия Матвиенко, экс-секретаря Винницкого горкома ЛКСМУ.
На этой злачной должности партиец познакомился с признанными метрами партии, а также коррупции в будущем: Сергеем Татусяком, Игорем Калетником, Григорием Заболотным.
В 1990 году Александр Домбровский решает связать свою жизнь с научной деятельностью. Он заканчивает аспирантуру и начинает работать научным сотрудником в родной альма-матер — Винницком политехе. Эта работа не приносила особого дохода. Тогда Александр Георгиевич взял под свое «крыло» отдел внешнеэкономических исследований Винницкого городского центра НТТМ, став директором внешнеторговой фирмы «Центр». Кстати, НТТМ создали-то на комсомольские деньги. «Центр» занялся торговыми (в то время – спекулятивными) операциями. Под контролем своего руководителя структура вывозила металл, а себе гребла ширпотреб. При этом товар обменивали по выгодному «комсомольскому» курсу.
Еще тогда Домбровский готовился защищать диссертацию, но времена резко изменились — стране становится не до науки. На заре распада СССР Александр Георгиевич уходит в бизнес.
В 1991 году, заложив квартиру, и добавив деньги к неплохому «стартовому капиталу», он создал свою первую компанию – Винницкий региональный бизнес-центр. Она занялась продажей компьютеров, разработкой программного обеспечения и софтов. Это была первая IT-компания в истории независимой Украины. Высокоинтеллектуальный бизнес постепенно приносил свои плоды. Домбровский расширил сферу деятельности, открыв копировальный центр, где продавались канцтовары – авторучки и бумага для ксерокса. Кстати, на первых порах в магазине работала супруга предпринимателя. Она лично ксерила посетителям документы. Через 4 года Александр Георгиевич переоформил Винницкий региональный бизнес-центр в АО, оставив за собой кресло президента.
В 1995 году Домбровского пригласили возглавить Западное подразделение «Филиала N2» легендарного ПО «Южный машиностроительный завод им. Макарова». Александр Домбровский охотно взялся за дело. И сразу же вступил в ряды только что созданной Народно-демократической партии, председателем которой стал вышеупомянутый Анатолий Матвиенко. Всех удивило, что бывшие комсомольцы ударились в национал-патриотизм, но такая активность сыграла на руку. Об успешном бизнесмене, который восстанавливает умирающее предприятие города и поддерживает молодую партию, заговорили. К тому же, Домбровский создал себе отличную позицию в местном обществе и вошел в элитную тусовку «винницких». Следующим этапом стала большая политика.
В тихом винницком омуте
В верхах власти Домбровского уже ждал надежный покровитель — Анатолий Матвиенко, и.о. главы Винницкой областной госадминистрации. Матвиенко только вернулся из Киева. На должность его назначил сам Леонид Кучма, чтобы тот разобрался с мафией в Виннице и «подогнал» избирателей на грядущие президентские выборы. Матвиенко не справлялся сам, ему нужен был человек, который стал бы его правой рукой и работал на благо президента Кучмы. Выбор пал на Александра Григорьевича. Благодаря протекции, Домбровский в 1998 году избирается депутатом Винницкого городского совета. Там он возглавляет постоянную комиссию по вопросам промышленности, строительства, транспорта и связи. Александр Григорьевич исправно выполняет свою работу: загоняет винничан в партию НДП. Благодаря его активности НДП на выборах в 1998 году «выдала» 12,6%, притом, что по Украине партия получила всего лишь 5,01%.
На тот момент Матвиенко, по заданию Леонида Кучмы, курировал спиртовую мафию. Это сейчас Винницкая область славится сахарными заводами и известной кондитерской фабрикой, но мало кто помнит, что в 90-х годах она была Меккой по производству и нелегальной продаже спирта. Матвиенко общался как с самими производителями спирта, так и с его покупателями. Откаты от сделок складывались в общак на грядущие выборы Президента. Домбровский после своего назначения получил кусок работы в этом направлении.
Спустя совсем немного времени Александр Григорьевич стал «своим» в винницкой элите. В противовес ему выступил мэр Винницы Дмитрий Дворкис. Он хотел перетянуть одеяло спиртовой мафии на себя.
Домбровский и его влиятельные друзья сговорились против Дворкиса, которого, к слову, поддерживал Киев в лице премьера-коррупционера Павла Лазаренко. Александр Григорьевич, чтобы показать свою значимость, возглавил заговор. Противостояние достигло апогея в 1999 году: Лазаренко арестовали, а на Дворкиса неизвестные совершили покушение. Он чудом остался жив (его спасла Звезда Давида, которую он носил на шее), а вот его водителя убили. По данным SKELET-info, стрелял человек из банды самого Вовы Морды (Владимира Дидуха, львовского криминального авторитета, спонсора обеих Революций). Но доказательств так и не нашли.
Во время этого конфликта всплыла одна фамилия – Порошенко. Молодой бизнесмен Петр Порошенко, который уже успел обзавестись мандатом и войти в свиту Леонида Кучмы, был в натянутых отношениях с Дмитрием Дворкисом. Совпадение? Вряд ли… Через несколько лет Дидух станет помощником депутата Порошенко. Более того, Дворкис переметнулся во фракцию СДПУ (о) к заклятому врагу Петра Алексеевича – Виктору Медведчуку.
И раз мы уже вспомнили Президента, то стоит рассказать, чем вызван интерес семьи Порошенко к Виннице в те годы. Дело в том, что винницкий спирт производился не только из сахара, а и из такого сырья, как сахарная меласса (побочный продукт сахарного производства — вторсырье). Ее использование значительно снижало себестоимость «огненной воды». Контролируя сахарные заводы, можно было сколотить себе состояние. Поэтому Алексей Порошенко, отец Гаранта, попросил сына помочь винницкой элите, которая отжимала спиртовой бизнес. Дворкис отошел от дел, мафия подчинилась новым главарям, а в Виннице неожиданно появился клан. Его отцом стал Александр Домбровский.
Этот переворот дал старт стремительному успеху: в 2002 году Домбровский без особых усилий становится мэром города. На выборах он обошел своего главного оппонента — Дмитрия Дворкиса, который к тому времени уже успел 3 месяца поработать губернатором с легкой подачи Медведчука. За Александра Георгиевича проголосовали более 100 тыс. винничан.
Земля, строительство и мафия
Кресло градоначальника дало колоссальный толчок карьере Александра Георгиевича как управленца и администратора, кроме этого, оно открыло новые блестящие горизонты. В свою очередь, Петр Порошенко получил возможность контролировать горсовет Винницы.
Первым делом на новом посту Домбровский вернул в горисполком бывшего зама Дворкиса Андрея Реву, который стал усердно и верно служить винницкому клану, и привез из провинции Владимира Кистиона – поставив его во главе «Винницаводоканала».
Новоиспеченный мэр попробовал себя в строительстве. Точнее, в земельном дерибане, в самый разгар бума недвижимости. Домбровский застроил и распродал землю огромного парка при городской психиатрической больнице им. Ющенко (к счастью, не президента, а профессора). Союзниками в столь щепетильном деле стали: скандальный винницкий «строитель», генеральный директор Концерна «Подолье» Тимофей Гиренко, и президент холдинга Киевгорстрой Владимир Поляченко.
Домбровский и Гиренко, согласно проекту, строили жилой микрорайон «Подолье». Официальным инициатором строительства стал Тимофей Гиренко, который предварительно заручился материальной поддержкой «Киевгорстроя» и банка «Арката». Безусловно, под такой проект необходима была земля в черте города. Часть земли (32 га) они получили от «города». Александр Георгиевич смог этому делу поспособствовать: все прошло без аукциона и конкурса. Затем дельцы взяли в аренду (а если точнее, то отобрали) еще 13 га парка у психбольницы.
После того как на территории началась стройка первых многоэтажек, землю по накатанной схеме приватизировали. По закону владелец стройобъектов получает право на приватизацию участка. Конечно, за копеечную сумму. Концерн «Подолье» свободно присвоил 45 га. Город и больница потеряли огромные куски земли. Оплатил всю аферу Поляченко.
Местные СМИ показывали винничанам красивую картинку. Гиренко бил себя в грудь и утверждал, что, реализовав проект жилого района, город получит более 50 млн гривен инвестиций в виде школ, детских садов, инженерных коммуникаций, дорог. Тем более, продавая землю на аукционе, какая-то бы сумма все равно шла в бюджет, а при таком развитии ситуации – все на личный счет. Более того, благодетель Гиренко под покровительством Александра Домбровского обеспечивали социальную сферу, продавая людям квартиры. И, правда, концерн «Подолье» ежегодно передавал на баланс города 2% от общих площадей построенных квартир. Другой вопрос – кому эти квадратные метры достались. Вряд ли пенсионерам и инвалидам.
Себестоимость многоэтажек равнялась 400 долларам за кв. метр, строители же продавали квартиры по цене 1500 долларов за кв. метр. При этом ясно, что налоги роли не играли и не омрачали красоту финальных цифр. Интересный нюанс связан с ценами на квартиры в «Подолье». По информации застройщика, в стоимость жилья заложены расходы на строительство всех коммуникаций и дорог. Поэтому цена была завышена на 20%. На деле оказалось, что собственники квартир должны самостоятельно проводить коммуникации.
В проекте мэр оставил за собой долю в 30%, Гиренко – тоже в 30%, а вот Поляченко захотел 40%.
SKELET-info подсчитал, что 1 га земли в 2002 году стоял 6000 долларов за сотку. Виннице украденная земля могла принести 28 млн долларов. А это 1000 квартир для жителей города по ценам того времени. Но Александр Домбровский присвоил землю своему бизнес-проекту.
В этой ситуации еще повезло Тимофею Гиренко: проект превратил его из владельца старого стройтреста в главного застройщика Винницы. Теперь Александру Георгиевичу не нужно было светить свое имя, за него все делал Гиренко. Домбровский просто пожинал плоды. Где брал квартирами, где долями в жилых комплексах и торговых центрах. Довольно быстро он превратился в одного из самых богатых людей Винницы.
Домбровский состояниеПрибыльный строительный бизнес не на шутку увлек новоиспеченного мэра. Неожиданно Домбровский решил построить для винницких военнослужащих дом. Казалось бы, благая идея. Для реализации проекта он привлек своего верного друга и компаньона Тимофея Гиренко. С долей 50 на 50 дельцы дают старт новострою. Безусловно, на Александра Георгиевича официально ничего не записали. Только построили там не жилой дом, а торговый центр «Анастасия». Название комплексу дал Гиренко, в честь своей внучки Насти. Причем эта «несостыковка» ни разу не привлекла внимание местных властей. Документацию спрятали под семью замками. Да и так все в Виннице знали, кому принадлежит ТЦ.
Центр «Анастасия» — это 5 этажей, 5 тыс кв.м. торговых площадей и 1,5 тыс кв.м. развлекательного пространства. Посчитаем стоимость аренды на то время: 15 долларов за 1 кв.м. для магазинов и 10 долларов за 1 кв.м. развлекательной зоны = 100 тыс долларов в месяц.
Дальше Александр Домбровский взялся за реконструкцию коммунального рынка «Вишенка». Его партнером по старой традиции стал Тимофей Гиренко. Правда, на этот раз он получил долю всего лишь в 10%. Александр Георгиевич выделил деньги на ремонт торговых площадей и провернул гениальную схему. Отметим, что средства выделились инкогнито, от «спонсора». Этот «дядя» стал единоличным владельцем проекта. Городская власть закрыла глаза. После реконструкции арендовать киоск на рынке «Вишенка» можно было по одному единому адресу – Пушкина, 10. Примечательно, что по этому адресу находился предвыборный штаб Домбровского, его офис и клуб разведения карпов (любимое увлечение мэра).
Снова подсчитаем доход градоначальника: рынок «Вишенка» — это 4,2 тыс. метров торговых площадей; в 2003 году аренда 1 кв.м. стоила 10 долларов; итого – 42 тыс. долларов в месяц.
В это время не забывал Домбровский и о собственном образовании. В 2003 году Александр Георгиевич закончил Институт международных отношений КНУ по специальности «Международные валютно-кредитные отношения». А через год защитил диссертацию в Институте мировой экономики и международных отношений при НАН Украины и получил степень кандидата экономических наук.
Слава не заставила себя долго ждать. Уже через год Александр Домбровский стал победителем конкурса «Человек года» в номинации «Мэр года».
Умей крутиться
В 2004 году грянули президентские выборы. И здесь нужно отдать должное Александру Георгиевичу за его умение приспосабливаться. На момент выборов он состоял в Народно-демократической партии и поддерживал в первом туре премьера Виктора Януковича. Ходили слухи, что он собирался возглавить избирательный штаб Януковича, но должность не позволила. Мэр Винницы открыто говорил, что только Виктор Федорович принесет стране стабильность. При этом он поддерживал достаточно дружеские взаимоотношения с «Нашей Украиной», точнее с «Солидарностью» (команда винницких бизнесменов во главе с Петром Порошенко). Когда стало понятно, что в гонке лидирует оппозиционный кандидат Виктор Ющенко, Домбровский кардинально поменял свои взгляды. Во втором туре он открыто выступил против действующей власти и поддержал Виктора Андреевича. И даже вошел в состав Комитета национального спасения (на всеукраинском уровне). Отметим, что в городе был еще один человек, который вступился за «любого друга», это молодой политик Владимир Гройсман. В итоге Винница одной из первых признала легитимность президента Ющенко.
Такие «разносторонние» взгляды сыграли Александру Георгиевичу в плюс: президент Ющенко 4 февраля 2005 года назначил его губернатором Винницкой области. Отметим, что на эту должность претендовал начальник местного штаба «Нашей Украины» Владимир Скомаровский.
Но Виктор Андреевич «поверил» Домбровскому, а Скомаровскому отдал должность начальника таможенной службы.
Однако мало кто вспомнит, что на тот момент, когда Виктор Андреевич раздавал должности, в Виннице зрел земельный скандал. Главное лицо – «верный друг» Оранжевой Революции Домбровский. Дело в том, что тогда в городе прошел земельный аукцион. Городская власть направо и налево торговала земельными участками с молотка. Они разлетелись, как горячие пирожки, несмотря на то, что их стоимость была откровенно завышена. Когда прошли ажиотаж и первая радость, собственники приобретенной земли поняли – подсунули им «кота в мешке». Они обвинили чиновников в намеренном утаивании ограничений на использование участков.
Если быть точнее, казус произошел с двумя участками — 6 и 5 соток, которые были проданы за 2 млн гривен (приблизительно по 200 тыс. гривен за 1 сотку). Оказалось, первый участок уже занят рынком и кафе, а второй – предусматривает ограничения по строительству, о которых не предупредили покупателей во время аукциона. В итоге один из собственников отказался платить за землю, а второй начал вести переговоры с чиновниками, чтобы выдворить стихийных торговцев.
Общественность Винницы взбудоражила цена, по которой продали земли. А схема выглядела просто: горисполком выделял участки субъектам предпринимательской деятельности в долгосрочную аренду, арендатор начинал строительство, а потом, в рамках закона, приватизировал землю. Странно было и то, что на земельном аукционе продавались десятки гектар земли, но город за это получил копейки. Куда пошли деньги? Ответ очевиден: благодаря коррупционным схемам — в карманы чиновников. Через них проходили все сделки и разрешительные документы.
В горсовете даже собрали подписи за отставку городского головы, но Александр Домбровский умело соскочил. Его уже ждало кресло губернатора. Вакантное кресло мэра отдали 27-милетнему Гройсману, сделав его и.о. городского головы.
С этого момента началось победное пятилетнее шествие чиновника Домбровского, который, используя все ресурсы, ограбил свою вотчину на 180 млн долларов.