Отцом истории традиционно считается Геродот, и определение pater historiae относится именно к нему.
Но интересен тот факт, что он не был первым историком. Как литературный жанр история в Греции появляется в V веке до нашей эры. Ей предшествовали так называемые логографы — это были первые прозаики, которые описывали буквально все подряд.
Без сомнений, историю как жанр придумали именно древние греки. Конечно, у других народов были аналоги, летописи и хроники, но первые исторические сочинения появились именно у греков. Вообще описания исторических событий пользовались у них большой популярностью.
История воспринималась как литературный жанр, и муза истории Клио стоит в одном ряду с Терпсихорой и другими музами.
Многочасовые очереди в ТЦК отменяются: в "Резерв+" заработала долгожданная функция
Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен
Штрафы за дрова: украинцам подсказали, как избежать наказания за древесину в своем дворе
Доллары с "заначки" могут разочаровать: начали действовать новые правила обмена валюты
В античном мире к историческим трудам предъявлялись определенные требования: они должны быть риторически оформлены (содержать речи исторических деятелей), стилистически красивы, читабельны. Но, помимо стилистики, у исторических сочинений есть еще ряд очень важных отличий от логографов и анналов. И самое главное из них — критическое отношение к источникам.
У отца истории Геродота был серьезный мотив для создания своего труда — Греко-персидские войны (499–449 гг. до н. э.). Как правило, греки записывали современные им события, очевидцами которых им довелось стать. Геродот же не был очевидцем Греко-персидских войн в полном смысле этого слова, так как он родился вовремя них. Тем не менее у него была возможность беседовать с непосредственными участниками тех событий.
Сочинение Геродота при всей его значимости отличается наивностью, у него масса лирических отступлений от темы. Поставив себе целью рассказать о Греко-персидских войнах, он отвлекается на описание Персидского царства, завоевание персами Египта, рассказы об их других военных походах.
Геродот много путешествовал, побывал в Египте, на Ближнем Востоке, в Северном Причерноморье, он жил на острове Самос и в Италии, ― одним словом, у него был очень широкий географический кругозор. Он любил описывать обычаи различных регионов, но все же очень сильно зависел от своих информаторов, и поэтому его рассказ о Египте получился просто фантастическим, так как местные гиды рассказали ему массу небылиц, которые он охотно записывал.
Казалось бы, ответ на "вопрос об отцовстве", о родоначальнике исторического жанра очевиден. Но, название истинного отца истории претендует Фукидид. Есть предание, согласно которому Фукидид слушал сочинение Геродота в юности и тогда уже решил, что он пойдет другим путем и будет описывать историю иначе. Поколение Фукидида хоть и не сильно моложе поколения Геродота, лет на двадцать пять, но все-таки уже другое, и, что особенно важно, оно уже достаточно образованное. Фукидид обучался в школе софистов, придерживался рационалистических взглядов. Геродот же безоговорочно верил чужим словам и был достаточно суеверным.
Фукидид решил описать Пелопоннесскую войну (431–404 гг. до н. э.) и, таким образом, превзойти историка Геродота. В чем-то это ему удалось. Современные историки предпочитают называть "отцом истории" Геродота, но именно Фукидида считают основателем научной историографии. Предоставляемые им сведения достаточно достоверны. Первая часть его книги — "Археология" — посвящена истории Греции до Пелопоннесской войны, где он показывает значение этой войны, ее масштаб и роль в истории. Особенно важно, что он был участником описываемых событий. Фукидид успел описать только двадцать лет войны.
После его смерти его последователь Ксенофонт получил у дочери Фукидида рукопись и издает ее (в то время рукописи издавались путем переписывания). "История" Фукидида становится очень популярной, и прежде всего из-за актуальности темы и ее значения, а также мастерства изложения. У Фукидида тут же появляется масса последователей, большинство текстов которых до нас не дошли. Полностью сохранился лишь труд Ксенофонта "Греческая история", который продолжил описание событий Пелопоннесской войны.
Напомним, археологи узнали о масштабных экспедициях древних фараонов.
Как сообщал портал "Знай.ua", ученые разгадали тайну происхождения числа ноль.
Также "Знай.ua" писал, о древних цивилизациях, исчезновения которых сложно объяснить.