"Пиши пьяным, редактируй трезвым" — эта заповедь Эрнеста Хемингуэя может поспорить по популярности с его романами. Алкоголь одним писателям он помогал собраться с мыслями, других сводил в могилу — но будь они трезвенниками, история литературы наверняка была бы совсем иной.

Стивен Кинг

Стивен Кинг — один из самых плодовитых авторов в мире. В 1974 году вышел его первый роман, и с тех пор он никак не мог остановиться, выпуская книгу за книгой. Помогают ему самые верные виды допинга: усидчивость и нечеловеческая работоспособность. Но в первые десятилетия он, как и многие коллеги, подбрасывал в костер своего вдохновения алкоголь и наркотики. Они придавали ему сил, и они же едва не погубили его жизнь и карьеру.

Стивен Кинг присел на спиртное еще в молодости. Собственно, карьеры еще не было: Кинг работал школьным учителем, а в свободное время подрабатывал в прачечной и коллекционировал отказы от издателей. Каждое письмо еще раз уверяло Кинга в том, что писатель он никчемный — это чувство он и топил в бутылке.

Популярные статьи сейчас

Поэтому пройдут все мужчины: украинцам подготовили новое правило

Платите по 700 грн за свет или живите без него: украинцев ставят перед фактом

Касается всех пенсионеров: ПФУ поделился важной инструкцией

Как отказаться от получения повестки, чтобы вам за это ничего не было

Показать еще

Позже, уже став знаменитым автором, Кинг просто стал зависим. Алкоголь стал его двигателем, а иногда даже автопилотом: годы спустя Кинг не может вспомнить, как написал "Куджо".

Вопреки правилу Хемингуэя, о котором мы говорили в начале, Кинг писал на трезвую голову, а ночью садился за редактирование с бутылкой. Пил он всегда в одиночку, презирая бары. "Там полно мудаков вроде меня", — объяснял Кинг.

Выпивая, Кинг чувствовал в себе растущую агрессию. Он никогда не поднимал руку на своих детей, но сама мысль об этом пугала Кинга. Привыкший превращать свои многочисленные страхи и неврозы в сюжеты, Кинг смог обуздать и этот порыв. "Сияние", если смести с него мистическую шелуху, стало романом о мальчике и его отце — писателе и алкоголике, который потерял контроль над собой.

Примерно тогда же, в конце семидесятых, Кинг понял, что с этим надо что-то делать. Он бросил пить и переключился на кокаин, который стал его новым допингом. Он помогал писать часы напролет и подстегивал фантазию, но качество работ падало. За десятилетие опасной дружбы с наркотиком Кинг написал два десятка романов, в том числе те, которые считает неудачными. Одним из них стали "Томминокеры": сейчас писатель говорит, что это хороший роман, скрытый под тремя сотнями страниц кокаинового бреда. То же он говорит и о другой своей неудаче — "Ловце снов", написанной под оксиконтином, которым Кинг сбивал боль после автомобильной аварии.

Однажды Кинг обнаружил, что писать он может и без допинга. В этом ему помогают жена и весьма прагматичная разновидность веры: "Я не спрашиваю себя, существует ли Бог. Я решил допустить, что он существует, и я могу попросить: "Боже, я сам не справлюсь. Помоги мне сегодня не пить и не принимать наркотики". Это работает".

Ян Флеминг

"Взболтать, но не смешивать" — самый известный рецепт коктейля в литературе, не так ли? Множество медиков пришли к мнению, что Джеймс Бонд предпочитал такой способ приготовления, потому что это помогало скрыть хронический тремор, вызванный алкоголизмом. Специалисты подсчитали, что в книгах Бонд выпивал около 92 порций в неделю — вчетверо больше, чем следует. А из 87,5 задокументированных Флемингом дней его работы "Человек с золотой печенью" не пил только 12,5 дней.

Автор книг о шпионе был похож на своего героя и мог за день осушить бутылку джина, выкуривая при этом полсотни сигарет. Свои пагубные привычки списывая на демонов войны и шотландское происхождение. В 1961 году после сердечного приступа Флеминг по совету друга Макса Бивербрука бросил курить и переключился на бурбон. Писатель утверждал, что переход на этот напиток позволил ему разработать сердечную мышцу и бороться с никотиновой зависимостью. На самом деле три года спустя бурбон довел Флеминга до второго приступа.

Эдгар Аллан По

Эдгар По был одним из главных американских писателей, и одним из первых литературных алкоголиков. Временами По уходил в затяжные запои, срывая лекции и еще больше ссорясь с окружающими.

Однокурсник Аллана вспоминал, что еще в юности тот всегда был "печален, меланхоличен, даже когда улыбался", и часто выпивал, чтобы "умерить избыточное нервное напряжение, в котором постоянно находился". Однако ни эта страсть, которую Эдгар По называл "mania-a-potu", ни любовь к азартным играм не мешали его учебе.

С одной стороны, алкоголь помогал ему забыть о неудачах и страхах перед будущим, с другой — делала агрессивным и даже жестоким.

"После долгого периода жуткого здравомыслия на меня словно нападало безумие. И тогда, погружаясь в беспамятство, я пил — один Бог знает, как часто это было и как много я пил", — признавался Эдгар.

В июне 1849 года писатель отправился в очередное лекционное турне. В Филадельфии поэт сорвался, мертвецки напился джулепа, потерял вещи и деньги. Прийдя в себя, он твердо решил изменить жизнь, вступил в ряды общества "Сыны умеренности" и сделал предложение овдовевшей подруге юности. В сентябре По отправился из Ричмонда в Нью-Йорк и домой не вернулся.

Спустя неделю его в полуобморочном состоянии нашли в балтиморской таверне, и после нескольких мучительных дней он скончался, так и не сумев объяснить, что произошло с ним — сорокалетним поэтом, который, казалось, только начал налаживать жизнь.

Приятель По доктор Джозеф Снодграсс предсказуемо обвинил в трагедии очередной запой. Но другие свидетели утверждали, что алкоголем от него не пахло. Возможно, дело было в болезни мозга, бешенстве, эпидемии холеры или еще в чем-то. Шарль Бодлер заметил, что "эта смерть была почти самоубийством, таким самоубийством, которое подготавливалось долгое время".

Портал "Знай.ua" сообщал, о величайших женщинах мира, которых погубил алкоголь.