Жуткие преступления происходили всегда. Вместе с появлением письменности возникают и первые дошедшие до нас правила, предписывающие, как вести себя с убийцами. Увы, истории конкретных уголовных дел из глубин веков доходят до нас крайне редко, все-таки документировать такие вещи начали относительно недавно. Но иногда детективные истории всплывают как бы сами собой, из саг и летописей. Об одной такой древней киевской детективной истории, произошедшей в XI веке, сегодня и расскажем.
Игра престолов
Итак, Киев, лето 1015 года. Умирает князь Владимир Святославич, Креститель. Сыновей у него, как блох на бродячей собаке, целых одиннадцать. Некоторых он, конечно, сам пережил, но большинство правят от именно отца в разных городах. Надо сказать, что сыновья эти были в основном от разных женщин, между собой были знакомы мало, и братскую любовь друг к другу испытывались не все. Не мудрено, что сразу после смерти Владимира часы начали отсчитывать дни до начала крупной междоусобицы за центральный киевский престол.
Официальная версия, известная нам из «Повести временных лет», гласит, что сразу после смерти отца, власть в Киеве захватил вероломный Святополк, прозванный Окаянным. Захватил просто потому, что оказался ближе всех к трону, так как Владимир незадолго до этого бросил его там в темницу.
За что именно Святополк угодил за решетку не вполне понятно. То ли пытался снова сменить на Руси религию, то просто был старшим братом, а Владимир хотел видеть на троне более младшего Бориса.
Просидел Святополк Владимирович на троне около года. Религию не менял, чеканил монеты и занимался другими насущными делами. А дальше произошло событие, которые и является одной из самых таинственных страниц в истории Киевской Руси.
Борис и Глеб
Согласно «Повести временных лет», по приказу Святополка подосланные убийцы зарубили троих его братьев: Бориса, князя ростовского, Глеба, князя муромского и Святослава, князя древлянского.
Сначала с жизнью расстался Борис, который как раз ехал в Киев разобраться в вопросах престолонаследия. Его убили в шатре после молитвы. Вторым умер Глеб, правда при не до конца понятных обстоятельствах. Святослав же, узнав о смерти братьев, пытался бежать. Но люди Святополка нагнали его и зарубили.
После чего из Новгорода явился еще один брат, Ярослав, которого мы знаем, как Мудрого, пошел на Святополка войной, отбил Киев, отомстил за братьев, а Бориса и Глеба еще и канонизировал в христианские святые. Это официальная версия.
Политическое убийство
Но есть обстоятельства, которые позволяют в этой версии несколько сомневаться. Когда Святополк занял киевский престол, его не поддержал почти никто из братье. Ведь каждый хотел престол себе. Более того, мудрый Ярослав начал смуту еще в 1015 году, при жизни Владимира, так что добрым мстителем в этой истории он никак не получается. Но по некоторым данным, именно Борис и Глеб Святополка как раз поддержали и пообещали «чтить его как отца своего». Было бы странно убивать двух своих единственных союзников.
Некоторые летописи объясняют это тем, что Святополк был кровожаден и безумен, вот в этом верится с трудом. Во-первых, многие летописи писались во времена княжения Ярослава, так что там возможны и цензура, и черный пиар. Во-вторых, Святополка летописцы и так рисуют уж чересчур демонической фигурой, ещё и намекают, что он не родной сын Владимира Святославича. Так не бывает, чувствуются нотки пропаганды.
Другое доказательство невиновности Святополка мы находим в скандинавских сагах. Варяги играли достаточно серьезную роль в истории Киевской Руси и описывали многие события, в которых участвовали. Так вот, «Сага об Эймунде» повествует о противостоянии двух конунгов Ярислейфа и его брата Бурислейфа за обладание Киевом. В итоге Ярислейф посылает варягов тайно убить Бурислейфа и садится на трон.
И если в Ярислейфе угадывается наш старый знакомый Ярослав Мудрый, то Бурислейф в этой конкретной саге кажется образом собирательным. Но за его основу, вполне возможно, взята именно персона князя Бориса.
Версия
В таком случае, картина преступления выглядит следующим образом. Князья Борис и Глеб решают присягнуть Святополку, который удачно оказался в Киеве в момент смерти их отца Владимира. Ярослав, которые планировал путч против Владимира еще раньше, не может этого допустить, поэтому подсылает варягов убить молодых князей, а вину за это преступление скидывает на брата Святополка.
Комбинация почти идеальная. Победителей, как известно, не судят, так что правда будет за Ярославом. И в летописях запишут так, как ему будет выгодно. А он убитых по его же приказу Бориса и Глеба еще и канонизирует, чтобы точно никто не сомневался в благих намереньях.
Конечно, это только версия. Никто из современных историков не возьмется обвинить в таком страшном и лицемерном преступлении князя, которого считают главным интеллектуалом Киевской Руси и защитником христианства. Но и забывать об этой версии тоже не стоит, ведь иногда даже самые невероятные истории оказываются правдой.
Может когда-нибудь археологи или историки обнаружат какой-то документ, который прольет свет на эту таинственную историю. А до того мы с вами можем только гадать, кто же из двух князей стоял за, как бы сейчас сказали, заказным убийством Бориса и Глеба.