Библия Дьявола, Кодекс Гигас или Гигантский кодекс - все это название одного средневекового тома, написанного на латыни. Книга настолько огромна, что поднять ее могут лишь несколько человек, а формат страниц составляет 89 х 49 сантиметров. Без преувеличения, это самая крупномерная книга, написанная и изданная в средние века. Она содержит священные библейские тексты, а так же изображение Дьявола на всю страницу, множество алхимических рецептов и ритуалы по изгнанию нечистого.
Высота библии – 90 см, вес – 74 кг, ширина – 49 см, толщина – 22 см. Книга состоит из 310 пергаментных листов из ослиной кожи, которых изначально было 320. То есть Библия Дьявола содержит 620 страниц, исписанных убористым ровным почерком, напоминающим отпечатки от станка. Каждая буква, будь то буква из начала Кодекса или из его конца, написана практически идентично.
Для того, чтобы создать такую книгу, одному человеку потребовалось бы как минимум двадцать лет и это без перерыва на сон и еду. Исследователи не нашли ни единой ошибки на страницах, а состав и возраст чернил из разных частей книги полностью идентичен.
Есть условие, вводят лимит на 30 дней: что будет с тарифом на свет с 1 декабря
Плюс 2361 грн на карту ежемесячно: кто из пенсионеров в 2025 году получит солидный бонус
Украинцам приготовили новые выплаты: кто будет получать 4500 грн ежемесячно
Кто не выполнит требования ПФУ – останется без пенсии: кому приостановят выплаты
Когда пишешь что-то на протяжении двадцати лет, то так или иначе первые буквы выцветут и станут более бледными, чем те, которые будут в конце. То есть Библия Дьявола, похоже, создавалась не так уж и долго. Может ее писал не один человек, а целый цех монахов бенедиктского ордена? Но, тогда как можно обеспечить полностью одинаковый почерк на каждой странице этого загадочного артефакта?
Так и появилась легенда о том, что книга была завершена за одну ночь одним человеком.
В узкой келье пахнет жженым маслом и выделанной кожей. Здесь царит полумрак, разорванный в клочья желтым светом свечей. Потонувшая за рядами книг и пергаментов, сгорбленная фигура монаха, одетая в черное одеяние, дрожит от непосильного груза и стыда. Прегрешение, очернившее этого человека остается для нас тайной за семью печатями, но нам известно, как его братья определили ему скорую смерть за невероятные грехи, совершенные перед богом. И тогда он ответил им, что если они дадут ему одну единственную ночь, его руки создадут нечто, что заставит людей трепетать при одном упоминании об этом. Нечто, что прославит орден бенедиктинцев на все времена, нечто, о чем не умолкнут споры и толки даже после его смерти.
Ровным мелким почерком монах кропотливо переписывает строки из Ветхого Завета. Буква за буквой, идеально одинаковые письмена ложатся на шероховатый пергамент. Никому не под силу переписать все знания ордена в один том за одну ночь. Желтый свет дрожит и играет, выхватывая из темноты корешки древних книг, отбрасывая причудливые тени на стены крохотной кельи.
Рассвет наступает грешнику на пятки, ночь светлеет, становится зыбкой и прозрачной. Его братьям удается переписать около ста строк за несколько часов, а ему предстоит сделать невообразимо больше за одну ночь. Рука, так услужливо и податливо работающая все время до этого, начинает дрожать. Секунда, и мы уже за дверью, видим ее толстые доски и металлическую ручку.
Из кельи не доносится ни звука, только скрип пера о пергамент и ровное дыхание монаха в ней заточенного. Вскоре и они угасают, а на плечи монастырь надавливает предрассветной тишиной. Неужели грешник сдался, так и не закончив свой славный труд? Но нет. Мы слышим чей-то голос, который обещает помочь. Бог или Дьявол? Так или иначе, один или другой, Кодекс Гигас будет завершен в эту ночь.
Библия Дьявола содержит в себе все тексты Ветхого Завета, две книги Иосифа Флавия, "Этимологию" Исидора Севильского, но и это еще не все. "Этимология" в то время была самой распространенной общей энциклопедией, где содержались знания о мире в целом, ее дополняют многочисленные медицинские трактаты из разных времен, труды Гиппократа и Константина Африканского. Следом за ними на страницах появляется Новый Завет с очень точными инструкциями к покаянию, выделенными в отдельную графу. Огромные, на всю страницу изображения Дьявола и Града Небесного завершают Новый Завет. Множество листов выделены под описание экзорцизма и других подобных ритуалов.
На последних страницах Кодекса Гигас расположились "Чешская хроника" Козьмы Пражского, и устав ордена бенедиктинцев, который был полностью вырван неизвестными людьми.
Вот такая концентрированная выжимка из истории, медицины и вообще всех знаний того времени.
Во времена, когда создавался Кодекс, изображения были не просто картинками, считалось, что они несли тайный смысл и были способны влиять на судьбы людей. Именно поэтому огромное изображение Дьявола в Кодексе будоражило умы далекого средневековья. Это было не просто смело, опасно и самонадеянно, это было сверх меры, за гранью человеческого страха и безумия.
На бедрах у Сатаны повязка из шкуры горностая - символ власти.
На протяжении всего существования Кодекс Гигас менял своих обладателей как перчатки. Говорили, что книга обладает какой-то странной, пугающей и в то же время притягательной силой, сопротивляться которой невозможно. Написанная в бенедиктийском монастыре, в Подложице, вскоре она была продана в цистерцианский монастырь в Седлеце. Однако и ему она не принесла славы, перекочевав в бенедиктинский монастырь Бржевнова, а позднее — в Брумов монастырь, где она хранилась до конца 16 века.
Очень скоро Кодексом заинтересовались с оккультной точки зрения. Известный оккультист того времени Кристофор Шлихтинг, который плотно изучал том в 1590 году. Он принадлежал к некоему мистическому кругу, который назывался "Парацельс". Через десять лет Библия Дьявола вновь привлекла к себе внимание, и это был уже Рудольф II, которого так же интересовала оккультная сторона вопроса. Во время Тридцатилетней войны его замок был взят и книга, избежав огня, стала военным трофеем шведских войск.
Вообще, не смотря на свой размер и частую смену рук, Кодекс Гигас замечательно сохранился, пережив несколько войн и пожаров. На всеобщее обозрение труд попал только во второй половине 19 века. Сейчас он находится в Стокгольме.