Вопрос присутствия Русской православной церкви в Украине уже давно стоит ребром. Кто-то называет их прямыми агентами Кремля, кто-то относится более мягко, но не учитывать влияние православия на политические события нельзя.

Сегодня мы поговорим не о современности, а углубимся в историю. Православные любят говорить, что у них, в отличие от католиков, никогда не был Инквизиции, они не устраивали гонений, поэтому их можно считать миролюбивыми. Так ли это? Давайте разберемся.

Реформы Никона

Несмотря на всю свою ортодоксальность, в православной церкви тоже бывали реформы. Самая значимая реформа произошла в 1650 году при патриархе Никоне, который решил отказаться от особенностей славянского богослужения и приблизить обряды к греческим. И эти реформы вызвали настоящий церковный раскол.



Собственно, человеку непосвященному может показаться, что никаких значимых изменений не произошло. Ну, в самом деле, какая разница сколькими пальцами креститься и сколько раз выкрикивать «аллилуйя» во время богослужения? Но для верующих того времени это были важные вопросы их самоидентификации. Православные на Руси, несмотря на теснейшие связи с греческими церквями, все равно считали себя самобытными, основывались на местных традициях.

Поэтому отказ от привычных ритуалов и внесение изменений в Священное Писание многими были восприняты в штыки. Да и поведение Никона было настолько авторитарным, что вызвало серьезное недовольство среди части духовенства и мирян. В 1656 году в первую неделю Великого поста Никон объявил всех, кто не желает принимать новые обряды, еретиками и объявил им анафему, то есть отлучил от церкви. Главным его оппонентом стал епископ Павел Коломенский.

Никон поступил в противником в духе всепрощения – сорвал с него мантию и избил. Позднее Павел таинственно провал. Говорят, был сожжен людьми Никона. Других его сторонников наказали разнообразно. Лазарю и Епифанию Соловецкому вырезали языки. А протопопа Аввакума сначала избили батогами и сослали в монастырь. Но когда он не покорился и начал писать гневные письма, просто взяли и сожгли.

Эти события дали старт движению старообрядцев, то есть людей, продолжавших богослужения по дореформенному образцу. Их оказалось намного больше, чем рассчитывал Никон и его сторонники. Более того, их не пугали ни темницы, ни заточения в монастыри.

Казни и пытки

Интересно, что даже после того, как Большой Московский собор 1667 года осудил и низложил самого Никона, его реформы никто уже отменять не собирался. И гонения на старообрядцев только набирали обороты.

Особенный размах репрессии приобрели при царевне Софье Алексеевне, взошедшей на престол в 1682 году. Согласно ее закону, который вошел в историю под названием «Двенадцать статьей», за совращение в церковный раскол была положена смертная казнь. Причем раскольниками считались именно старообрядцы, хотя Никон, реформируя церковь, явно превышал свои полномочия.

Популярные статьи сейчас

Когда могут вернуть оккупированные территории: американский генерал вселил надежду

Главное за ночь: план побега оккупантов, надбавка для пенсионеров, новые цены на продукты и откровение мамы Лизы, погибшей в Виннице

14-летняя дочь Евгения Кошевого из "Квартала 95" испугала печальным видом и призвала не молчать: "Приговорили к смертной казни"

Маргарита Симоньян не скрывает разочарование, и намекнула россиянам на скорое поражение в Украине: "Все пропало"

Показать еще



Но пути назад уже не было. Получив поддержку от государства, сторонники нового обряда принялись изводить противников со страшной силой. Оцените разновидности наказаний, положенных «еретикам»: сожжение живьем прямо в срубе, разнообразные пытки, битье батогами, лишение всего имущества, заточения в отдаленные монастыри.

Богатым староверам было предложено откупиться от наказаний. Но по карману это было далеко не каждому, ведь такой откупившийся был обязан всю жизнь платить налоги и подати в двойном размере. Нечем выплачивать? Пожалуйте на дыбу. А потом и на костер.

Милость палача

Только в 1800 году Священный Синод решил немного смягчить свое отношение к старообрядцам, приняв принцип Единоверия. Староверы, признавшие верховенство Московского патриархата могли и дальше совершать свои обряды, не опасаясь наказаний. Но они все равно оставались людьми второго сорта, им было запрещено агитировать кого-то принять их веру, строить свои церкви, скиты и монастыри. Запрещалось даже ремонтировать уже имеющиеся церкви.



Московский патриархат не признавал браки между старообрядцами, а дети от таких браков считались незаконнорожденными. Что создавало ни в чем не повинным людям массу проблем бытового и юридического характера.

Только в 1905 году Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости», в котором разрешил наконец-то называть старообрядцев старообрядцами. Ведь до этого их все еще уничижительно называли раскольниками, а то и еретиками. Долгие два с половиной века. Только к началу ХХ столетия староверы смогли наконец-то обустроить своих церкви, наладить религиозный быт и спокойно молиться, не опасаясь, что кто-то потащит их на костер.

Не только староверы

При этом старообрядцы не были какой-то маргинальной группой, ютящейся среди разрушенных храмов. Среди них были видные представители купечества, фабриканты, торговцы, меценаты. Но, даже обладая определенным весом в обществе, они не могли добиться от Москвы полного признания.



Что и говорить о других, куда более мелких группах верующих, которые не сходились с Московским патриархатом в каких-то даже самых незначительных теологических деталях. Такие группы именовались еретиками и сектантами автоматически, а Церковь давила их, особо и не замечая.

Да, у Русской православной церкви никогда не было своей Инквизиции, но кардинально это ничего не меняет. Просто, если у католиков преследованием инакомыслящих занимался отдельный специальный орган, то православные патриархи просили московских царей взять на себя, скажем так, силовую сторону вопроса. А еретиков судили в обычных гражданских судах. Сам факт пыток и сожжений на кострах это никак не отменяет.

И цари помогали своей церкви. Ведь Русская православная церковь – это плоть от плоти русской власти, они не существуют отдельно друг от друга. Цари и патриархи, конечно, меняются. Одно время в России патриархов вообще не было, был коллегиальный Синод. Но принцип единства светской власти и церкви в России нерушим уже долгие века.