Решение властей о повышении стоимости проезда в столичном общественном транспорте до 8 гривен вызвало массовый всплеск возмущений среди горожан. Среди озвученных городскими властями причин - такое решение связано с повышением цен на электроэнергию, топливо и расходные материалы, а также с нехваткой водителей в подземке и наземном транспорте, в связи с низкой зарплатой, которую власти хотят впоследствии повысить. Но все эти причины эксперты назвали наглой ложью. Мол, деньги в карман хотят положить нечистые на руку чиновники и их приспешники.

Обоснование должно базироваться на фактах

Людей поразили не только вдвое подняты тарифы, но и то, что они так и не услышали никаких конкретных обоснованных фактов и смет, плана распределения полученных после 14 июля средств или перечня обновленного в будущем транспорта.

"Если проанализировать аргументы Кличко и его команды относительно будущего повышения стоимости проезда, мы возвращаемся в прошлое. Так же размыто и без всякой конкретики говорили во время очередного роста тарифов и Попов, и Омельченко, - говорит Александр Федоренко, председатель киевской ячейки политической партии Николая Томенко "Родная Страна". - Да вот только тогда представители нынешней городской власти судились, протестовали против подобных решений предшественников, чтобы не страдали малообеспеченные слои населения. Однако, сейчас молчат и они, и позиционный БЮТ".

Об обязательном наличии конкретной аргументации говорят и эксперты. Экономическое обоснование повышения тарифа должно быть рассчитано согласно приказу Министерства транспорта №1175 "Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта".

Популярные статьи сейчас

"Бусификацию" обещают искоренить: ТЦК применят новый подход к мобилизации

Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут

Есть условие, вводят лимит на 30 дней: что будет с тарифом на свет с 1 декабря

Мобилизацию уравняли для всех: украинцам объявили вердикт по экономическому бронированию

Показать еще

"Цены на электроэнергию, топливо, газ - это только первая из двух составляющих. Основным показателем в расчете тарифа, без которого никак не обойтись при предоставлении экономического обоснования, является пассажиропоток. А вот реального учета пассажиропотока у нас пока просто нет. Поэтому говорить об экономической обоснованности пока не приходится", - рассказывает председатель совета ОО "Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры" Владимир Наумов.

Количество перевезенных людей должно базироваться на данных, суммированных по информации, собранной в билетно-учетных листах, которые ежедневно должны вести водители.

"Главной целью для водителей является собрание максимального количества средств в течение рабочего дня, поэтому в своем билетно-учетном листе они, как правило, указывают значительно меньшие цифры. Это дает своего рода минимизацию валового дохода, а следовательно, и налогов. Они показывают вдвое меньше перевезенных пассажиров - соответственно, меньше денег попадает на расчетный счет, что впоследствии приводит к неуплате налогов нужном объеме", - говорит Владимир Наумов.

Как отметил эксперт, на сегодня, данные по Киеву занижены в 2 - 2, 5 раза.

Льготников должны считать

Отдельное место в данной теме занимает категория льготников. Количество перевезенных людей, подпадающих под ряд категорий с правом на бесплатный проезд, тоже должно подсчитываться. Эти данные понадобятся и для реальных расчетов компенсации перевозчику, и для создания объективной картины в рамках монетизации льгот на проезд для населения - соответствующее Постановление Кабмин подписал в марте этого года.

"В своем билетно-учетном листе водитель и общественного транспорта, и частных компаний должен указывать количество проданных билетов и перевозимых льготников. А, например, в подземке поток людей, подпадающих под соответствующие категории, должно отражаться количеством введенных в оборот определенных единоразовых билетов и электронной системой при пользовании, например, той же Карты киевлянина", - говорит председатель совета ОО "Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры".

И все же, о монетизации льготного проезда в действии говорить еще рано.

"Стоит отметить, что количество представителей льготных категорий в последнее время значительно увеличивается, поэтому чтобы компенсировать людям проезд, власти должны предусмотреть для этого львиную долю бюджета", - говорит Владимир Наумов.

Так, например, органы местного самоуправления Львова на сегодняшний день должны для этого выделить около 300 миллионов гривен.

Маршрутки пока дорожать не будут

Будут ли вслед за проездом в трамваях, троллейбусах, автобусах и метро дорожать частные маршрутки, Знай.ua узнавали непосредственно у столичных перевозчиков.

"Тариф на наших маршрутах подорожал несколько месяцев назад и сейчас составляет 7 гривен. Пока стоимость расти не будет, поскольку с последним повышением мы потеряли около 10 - 15% пассажиров. Наоборот, с июля ожидаем значительного увеличения пассажиропотока - зачем толпиться в общественном транспорте, если есть альтернатива более быстрого и, при этом, более дешевого?", - рассказали нам в одной из частных компаний, осуществляющей перевозки пассажиров.

Аналогичный ответ мы услышали и в нескольких других компаниях. Что же касается сроков удержания сегодняшних расценок, то, по прогнозам перевозчиков, цены будут оставаться неизменными на протяжении лета, а возможно, и всей осени. Впрочем, стоит отметить, что накануне предыдущих повышений водители столичных маршруток тоже сообщали о временном отказе от подорожания, и несмотря на обещания, цены стремительно росли вверх за считанные дни.